В настоящее время, в условиях жесткой конкуренции, благополучие и коммерческий успех торгового предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность, которая должна быть ориентирована только на прибыльное, рентабельное хозяйствование. Все операции по организации торгово-оперативных процессов и управление ими с целью достижения высокой экономической эффективности работы связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщиками товаров. Это в свою очередь способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям в полном объеме и ассортименте. Это позволит обеспечить магазину бесперебойную торговлю всеми товарами в соответствии с ожидаемым покупательским спросом. В связи с этим актуальным становится совершенствование организации хозяйственных связей с поставщиками.
Таким образом, торговым предприятиям следует систематические оценивать деятельность поставщиков, по вопросам выполнения договора по объему поставки. При этом фактический объем поставки сравнивается с договорной величиной и при обнаружении несоответствия определяются размеры недопоставки. Для рыночных отношений характерной чертой должно быть скрупулезное соблюдение договоренностей, в том числе и по объему поставки. Избыточные товары замедляют товарооборачиваемость, могут осесть в товаропроводящей системе вызывая неоправданные издержки.
Рассмотрим эффективность деятельности поставщиков товаров ООО "Сибтранссервис" (г. Братск, Иркутская обл.). Основными видами деятельности фирмы являются: производство и реализация товаров народного потребления, розничная торговля продовольственными товарами, в том числе вино-водочными и табачными изделиями. Наибольшее количество поставщиков, с которыми сотрудничает фирма приходится на долю алкогольной продукции - 24%. Предприятие уделяет больше внимания формированию ассортимента именно данной группы товаров. Таким образом, рассмотрим эффективность работы именно этих поставщиков.
На основе данных табл. 1 проведен анализ выполнения договорных обязательств.
Таблица 1. Структура поставки алкогольной продукции.
Судя по итогам граф 2-й и 3-й табл. 1, условия договора по количеству поставляемых товаров не выполнены. Недопоставка составила 1,2% или 28 единиц товара:
Однако ООО «Сибтранссервис» в результате инфляции пришлось заплатить за фактически поставленные товары на 47%, или 58,7 тыс. руб. больше, чем было предусмотрено договором:
Средняя цена одной единицы товара выросла против договорных условий в 1,4 раза:
Это произошло как в результате роста цен, так и вследствие невыполнения условий договора по количеству и ассортименту поставки. За счет роста цен стоимость поставки выросла по сравнению с договором в 1,3 раза, или на 60,8 тыс. руб.:
Влияние несоблюдения условий поставки проявляется в индексе поставки в сопоставимых ценах, отражающего отклонения фактического количества поставленных товаров и их ассортимента от условий договора. За счет названных факторов стоимость товаров, наоборот, снизилась на 0,3%, или на 2,1 тыс. руб.:
Далее следует проанализировать выполнение условий договора по ассортименту поставки. Удобнее воспользоваться упрощенным вариантом расчета индекса структурных/ассортиментных сдвигов, поскольку она позволяет определить отклонение и в абсолютных цифрах. Для этого на основе данных табл. 1 строится табл. 2.
Таблица 2. Расчет показателей, характеризующих ассортиментные сдвиги в поставке.
Исчисленный по данным таблицы 2 индекс ассортиментных сдвигов показал, что в результате несоблюдения договорных условий поставки по ассортименту стоимость поставки возросла на 36,7%, или на 60,59 тыс. руб.
Недовыполнение договора в натуральном выражении, как уже отмечалось, составило 28 ед., или 1,2%. В стоимостном выражении это можно оценить, если распространить коэффициент прироста отклонения на стоимость товара по условиям договора:
тыс. руб.
Произведенные расчеты позволяют смоделировать отклонение стоимости фактической поставки от договорной за счет трех факторов: количества поставленных товаров, изменения цен и ассортиментных отклонений:
- мультипликативная модель: 1,847 = 0,988 * 1,367 * 1,368;
- аддитивная модель (тыс. руб.): 119,307= (-2,089) +60,8 + 60,596.
Это означает, что фактическая стоимость поставки увеличилась по сравнению с договором на 84,4%, или на 119,307 тыс. руб. Во-первых, стоимость поставленных товаров сократилась на 0,3%, или на 2,1 тыс. руб, в результате того, что их количество не достигло уровня, предусмотренного планом. Во-вторых, фактическая цена оказалась выше договорной. В-третьих, фактический ассортимент отличается от условий, обусловленных договором. Также из табл. 1 следует, что из всех поставщиков алкогольной продукции лишь трое выполняют свои обязательства на 100%. Это поставщики фирм ООО «МосПродукт», ИП Большедворский и ООО «Фантом». У трех фирм наблюдается незначительные отклонения в поставках. Так ООО «Центр» не выполнил свои обязательства на 0,27%, ООО «АИБЕ» не выполнил свои обязательства на 1,04%, а ООО «Сервико-Братск» на 1,68%. У двух фирм ООО «Братск-Алко» и ООО Торговый дом «Риэлти-Диалог» недопоставка составила 11 и 12 единиц товара соответственно, то есть данные поставщики не выполнили 4,66% и 5,94% своих обязательств.
Библиографическая ссылка
Либеровская С.В. ТЕХНОЛОГИИ БИЗНЕСА ПРИ ОЦЕНКЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 12-3. – С. 79-81;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11989 (дата обращения: 23.11.2024).