Сегодня гуманитаризация образования (ГО) вместе с информатизацией и фундаментализа-цией является сильной тенденцией его развития и модернизации. ГО - следствие понимания того факта, что ядром личности является ее гуманитарная составляющая, а педагогический процесс - гуманитарный феномен. Надежды на решение проблемы ГО преимущественно за счет расширения в учебном плане блока гуманитарных дисциплин не могут оправдаться. ГО - превращённая форма принципов природо- и культуросообразности, т.е. соответствия природе человека. Гуманитарная природа педагогического процесса дает о себе знать, пробивает себе дорогу в опыте широко- и малоизвестных педагогов, в новом стиле мышления. В недрах естественнонаучного определения педагогического процесса рождается его гуманитарное определение, преодолевается технократический подход к студенту. Субъектное определение учащегося раскрывает гуманитарную природу обучающего, снимает с участников педагогического процесса закрепленные за ними социальные роли. Тогда лекция, семинар не только фрагмент педагогической деятельности, педагогическое событие, но и совместное проживание - не отбывание - двух (и многих) индивидов в горизонте личности.
Методологическая ущербность современного образования является следствием сложившегося в европейской культуре еще со времен античности противопоставления, которое в терминах второй половины XX века оформилось оппозицией «технократическое - гуманитарное». Оно обнаруживает себя в образовательной практике многочисленными и многообразными перекосами в сторону естественнонаучного технократического. Радикальным противовесом такому порядку может стать ГО. Осознание преподавателем координирующих начал педагогического процесса - непременное условие выбора той или иной технологии. Результаты применения той или иной технологии затмевают ее координирующие начала. Отсюда берет свое начало вера в технологию модульного, компьютерного, проблемного обучения. Однако прогрессивность в деталях увеличивает опасность, порождаемую слабостью координации. Возникает опасность низведения гуманитарного по своей природе педагогического процесса к технологическому, воспроизводящему человека умелого - ремесленника, но не творца.
Педагогический процесс - это, прежде всего, личностное отношение людей, которых вместе свели ценности и смыслы образования. Существенно, чтобы сам педагогический процесс, в ходе которого развертывается образование, был верен собственной природе, был гуманитарно-адекватным, т.е. двигался навстречу многомерной сложности субъективного мира человека, не нанося ущерба своим механизмом упорядочения.
Таким образом, гуманитаризация образования является онтологическим основаниям инновационных процессов, осуществляемых в условиях модернизации высшей школы. Педагогический процесс эффективен в той мере, в какой он гуманитарен. Гуманитаризация педагогического процесса предполагает его построение на принципах нового педагогического мышления. Это - ориентация на максимальное развитие способностей для выхода на креативный уровень интеллектуальной активности с учетом неповторимого характера каждой личности; формирование нравственного облика личности с нацеленностью на интеграцию личностной и общественной ценности творческой деятельности; личностно-ориентированное образование через стимулирование творческого саморазвития; создание единого информационно - образовательного пространства, обеспечивающего не только единство уровня образовательных программ и содержания курсов, но и реализацию совместных образовательных проектов по развитию креативности личности.
Библиографическая ссылка
Парахонский А.П., Венглинская Е.А. ГУМАНИТАРНОЕ ОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 12-3. – С. 108-109;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12008 (дата обращения: 23.11.2024).