Есть сведения, что уже в 1765 году кабардинцы «вознамериваются из настоящего своего жилища на вершину реки Кумы или за реку Кубань» перебраться[2]. Однако, путем успешного манипулирования русского командования в регионе внутренними противоречиями кабардинского общества, массовая миграция была предотвращена.
Результаты русско-турецкой войны 1768-1774 гг. стали новой вехой в переселенческом движении части кабардинского социума на запад. По статье 21 Кючук-Кайнарджийского договора, заключенного после окончания войны Россия получила свободу действий в Кабарде. С 1777 по 1778 год на территории Кабарды Россия построила десять укрепленных поселений, образовавших так называемую Азово-Моздокскую (или Кавказскую) линию [3]. Это означало не что иное, как аннексию большей части территории страны и начало военных действий со стороны кабардинцев весной 1799 года. В ходе военной кампании 1799 года Кабарда потерпела полное поражение. Присяга от 9 декабря закрепила крайне дискриминационные условия, что усилило переселенческое движение части кабардинских князей. Н.Ф. Грабовский писал: «Тягостное положение кабардинцев вызвало в то время у них стремление к переселению ...[4].
В целом обозначенные всплески миграционной активности кабардинцев демонстрировали их неприятие навязываемых со стороны Российской империи форм существования. Однако ни отторжение большей части территории Кабарды, ни военные контрибуции не могли стать достаточным импульсом для включения механизма необратимых миграционных акций [5].
Река Кубань стала границей между Российской и Османской империями после подписания Ясского мирного трактата в 1791 году. Петербург начинает проводить мероприятия, направленные на установление оккупационного режима на еще неподконтрольной ему территории Кабарды.
В 1793 году были введены «родовые суды и расправы» в Кабарде. Целью введения родовых судов и расправ в Кабарде было создание надежного механизма подчинения, взятие в свои руки не только административного управления, но и судебной власти, что должно было привести к ликвидации самостоятельности местной феодальной знати и упразднению государственности Кабарды [6]. В.Х. Кажаров считает «эти мероприятия положили начало кризису традиционных общественных институтов в Кабарде»[7].
Все это вновь привело к тому, что с начала 1794 года возобновилось вооруженное противостояние Кабарды и России, которое продолжалось вплоть до 1796 года включительно. Российской стороне удалось к 1796 году внести раскол среди княжеской элиты страны и выслать лидеров борьбы за независимость - Адильгирея Атажукина и Атажуко Хамурзина, вследствие чего активная фаза противостояния пошла на убыль.
Характерным является, что каждый всплеск миграционной активности в Кабарде являлся прямым следствием колониальной политики Российской империи. Первая волна миграционного движения кабардинцев развернулась по следующей схеме: в 1763 г. на территории Кабарды была построена крепость Моздок, за этим последовали столкновения в 1765-1767 гг., в среде политической элиты активизировались переселенческие настроения. Такой же сценарий последовал в 1777-1778 гг. На территории Кабарды была построена линия из десяти российских укреплений. В 1779 г. возобновились боевые действия. Поражение кабардинцев в этой войне усилило стремление части политической элиты страны к переселению за Кубань.
Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что с 1763 по 1793 год в Кабарде сложилась устойчивая «предпереселенческая атмосфера». Этническая миграция кабардинцев в Закубанье началась с переселения в 1799 г. за Кубань лидера шариатского движения князя Адельгирея Атажукина и уже к 1805 году за Кубанью сформировался значительный массив кабардинского населения. Переселение происходило под воздействием экстремальных условий, вызванных военными действиями; в спешке приходилось оставлять скот, запасы семян, сельскохозяйственный инвентарь, что создавало трудности адаптации к новым местам.
По словам Н.Ф. Грабовского, кабардинцы уже «в следующем 1806 году произвели снова восстание ...»[8]. Набеги кабардинцев на Кубанскую линию активизировались. Как сообщают источники в последних числах марта 1807 г. значительный отряд под предводительством Росланбека Мисостова сосредоточился в верховьях реки Лабы. Когда спала весенняя вода в Кубани, т.е. с апреля, на правом фланге начались «нападения черкес самые чрезвычайные, какие они с таким усилием и с такими успехами никогда ранее не производили»[9]. К.В. Скиба отмечает: «Первые десятилетия XIX века, - когда за Кубанью оказались «беглые» кабардинцы, для Кубанской линии - время появления на ней главных признаков «настоящей» Кавказской войны, - постоянных, никогда не прекращающихся, горских набегов и регулярных ...экспедиций российских войск»[10].
В своем труде «Путешествие по Кавказу...» Клапрот Г.Ю. через описание некоторых сюжетов позволяет оценить значимость присутствия «беглых» кабардинцев в Закубанье и что кабардинские предводители военной кампании 1804-1805 гг. оказавшиеся за Кубанью стали катализатором усиления сопротивляемости горцев междуречья Лабы и верхней Кубани. «Действия кабардинских князей в значительной мере определяли не только военно-политические мероприятия населения региона, но и играли в его общественной жизни роль «референтной группы»[11].
Ряд переселенческих акций кабардинцев на западные территории страны с 1799 по 1810 гг. составили первый этап этнической миграции кабардинцев в Закубанье, который можно условно разделить на три хронологических периода. Первый - с 1799 по 1803 гг. Переселенческое движение инициировалось лидером шариатского движения князем Адильгиреем Атажукиным. Характерной чертой миграционных акций в этот период являлось то, что они осуществлялись в относительно мирных условиях, количество участников было незначительным. Второй - с 1804 по 1807 гг. Особенностью переселенческого движения в этот период было то, что оно осуществлялось в условиях интенсивных военных действий между Кабардой и Россией, а также увеличение потока миграции кабардинцев в Закубанье. Третий - с 1807 по 1810 гг. Отличием этого периода является противоречивость - с одной стороны, осуществление переселенческих акций перестало быть в числе основных задач лидеров борьбы за независимость Кабарды после смерти князя Адильгирея Атажукина и эфенди Исхака Абукова. С другой, установление военно-экономической блокады не оккупированной части Кабарды способствовал переселенческому процессу.
Второй этап этнической миграции кабардинцев в Закубанье начался с назначения в мае 1816 года генерал-лейтенанта А.П. Ермолова командиром Отдельного Грузинского (позже Кавказского) корпуса, главнокомандующим войсками в Грузии и Чрезвычайным послом в Иране. Ермолов с самого начала поставил задачу ускорить процесс завоевания Северного Кавказа методом насилия [12]. В таких условиях возобновление военного противостояния стало неизбежным. В ночь с 3-го на 4 мая 1818 года Ермолов приказал уничтожить аул Трама. Часть жителей аула переселилась за Кубань. На возобновление переселенческого движения, по мнению Х.М. Думанова повлияло и то, что «в 1818 году он (Ермолов) переселил из районов Минеральных Вод и Пятигорья на правый берег р. Малки 18 кабардинских аулов, освободив эти места для заселения их линейными казаками»[13].
Отрезок времени с 1818 по 1822 г., был ознаменован небывалым по своим масштабам в истории Кабарды переселенческим движением и дает основание обозначить его вторым этапом этнической миграции кабардинцев в Закубанье [14]. Второй этап миграции хронологически делится на два периода. Первый, с 1818 года по конец 1821 г., на фоне усиления противостояния на Кавказской линии. Второй период, с конца 1821 по 1822 г., на фоне перехода кабардино-российского противостояния в военную фазу. В конце 1822 года центр Кабарды окончательно был завоеван Российской империей, а на закубанскую территорию страны мигрировало около трети населения кабардинского субэтноса, проживающих ныне в Карачаево-Черкесской Республике и Кошехабльском районе Республики Адыгея.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Шишов А.В. Тайны кавказских войн. М. «Вече». 2005.
- Черкесы и другие народы Северо-Западного Кавказа в период правления Екатерины II 1763-1774. Т.1. Нальчик,1996. С.173.
- Потто В.А. Два века Терского казачества. Владикавказ, 1912. Т.2. С.117-118.
- Грабовский Н.Ф. Присоединение к России Кабарды и борьба ее за независимость. /Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.9. Тифлис,1876. С.163.
- Алоев Т.Х. «Беглые» кабардинцы: формирование в Закубанье массива кабардинского населения и его участие в кавказской войне в 1799-1829 гг. Рукопись диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Нальчик, 2006. С.26.
- Калмыков Ж.А. Установление русской администрации в Кабарде и Балкарии. Нальчик, 1995. С.8.
- Кажаров В.Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII - первой половине XIX века. Нальчик,1994. С.286.
- Алоев Т.Х. «Беглые» кабардинцы: формирование в Закубанье массива кабардинского населения и его участие в кавказской войне в 1799-1829 гг. Рукопись диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Нальчик, 2006. С.30.
- Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. Нальчик, 1999. С.131.
- Скиба К.В. Кубанская линия начала XIX века в военно-политических событиях «Кавказской войны».//Вопросы Северокавказской истории. Вып.6.Ч.1. Армавир, 2001. С.38.
- Толстов В. История Хоперского полка Кубанского казачьего войска. (1696-1896). Тифлис, 1901. С.157.
- Алоев Т.Х. «Беглые» кабардинцы: формирование в Закубанье массива кабардинского населения и его участие в кавказской войне в 1799-1829 гг. Рукопись диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Нальчик, 2006. С.65.
- Блиев М.М., Дегоев В. Кавказская война. М., 1994. С.152-153.
- Территория и расселение кабардинцев и балкарцев в XVIII- нач. XX вв. Нальчик, 1998. С.6.
Библиографическая ссылка
Бзасежева Р.К. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ЭТАПЫ ЭТНИЧЕСКОЙ МИГРАЦИИ КАБАРДИНЦЕВ В ЗАКУБАНЬЕ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 11. – С. 74-75;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12164 (дата обращения: 03.12.2024).