Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Мамин Р.Г. Князева М.Д.
Современное общество развивается по определенным законам, где существует взаимосвязь между общим экономическим ростом и изменениями, отражающимися на природных ресурсах и качестве окружающей среды. С увеличением темпов общественного производства все более возрастает степень воздействия человека на природу, интенсифицируется использование ее ресурсов. В этой связи рассмотрение проблем дальнейшего общественного развития вряд ли возможно без учета экологических факторов и закономерностей, регулирующих отношения населения с природными ресурсами, поскольку игнорирование может привести к негативным последствиям социально-экономического и экологического характера.

В начале ХХI века экологическое образование следует рассматривать как основополагающий компонент всего образовательного процесса, который определяет его стратегические цели и главные направления и формирует интеллектуальную, нравственную и духовную основу школы будущего. Новое экологическое сознание предполагает признание безусловной ценности природы и человека, как единого целого. Сегодня экологическое образование приобретает статус приоритетного направления в деятельности образовательных учреждений разного типа как сфера непрерывного образования, в котором осуществляется воспитание экологической культуры личности, развитие ответственности человека в решении экологических проблем. Добиться этого можно только при реализации установочных принципов экологического образования:

  • Принцип широкопрофильной подготовки специалистов;
  • Междисциплинарный принцип - взаимодействие и интеграция разноплановых дисциплин;
  • Принцип постоянного обновления экологического знания в течение трудовой деятельности;
  • Гуманизация - формирование экологического сознания с установкой на сохранение жизни на Земле, спасение человечества от экологической катастрофы и др.;
  • Системность - организация экологического образования, включая формы организации различных видов деятельности;
  • Прогнозирование - исследование перспектив развития жизни и человечества;
  • Взаимосвязанность - формирование связей в соответствии с концепцией «мыслить глобально - действовать локально».

Исследование природных ресурсов, охрана окружающей среды, исследование биосферы сегодня целесообразно производить с помощью современных инновационных технологий, в основе которых заложены методы дистанционного зондирования Земли. В учебном процессе некоторых вузов сегодня используются методы экологического картографирования территории и экологического мониторинга по оценке воздействия отдельных ингредиентов загрязнения на состояние окружающей среды и по использованию природных ресурсов. Использование подобных методов требуют значительной модернизации учебного и существенного кадрового и информационного обеспечения.

В рамках интеграции образовательного и научного процессов с использованием инновационных форм и методов обучения на базе Московского государственного университета геодезии и картографии и НИУЦ «Аэрокосмос» предложены и внедрены в учебный процесс дистанционные формы обучения и электронные средства поддержки, оснащенные компьютерными обучающими программами. Результатом учебной и научно-практической деятельности стало создание новых методов и технологий дистанционного зондирования, аппаратных и программных средств для обработки больших потоков информации, разработка методов математического, физического и имитационного моделирования природных процессов и явлений.

Одно из основных направлений стало расширение гуманитарной составляющей при обучении студентов старших курсов МИИГАиК, в том числе по основам законодательного обеспечения природопользования.

Практическая часть состоит из освоения и реализации задач по следующим направлениям:

  • технологическому обеспечению пользователей конечной информацией различных уровней (от исходных изображений до изображений, прошедших тематическую обработку);
  • выделение изображений из общего файл - потока;
  • контроля качества обрабатываемых данных, занесение информации в электронный каталог;
  • форматирование информации, записи данных на архивные носители и предоставление пользователям необходимой информации в согласованных форматах.

В процессе вузовского обучения на лекционных и практических занятиях, а также в ходе курсового и дипломного проектирования студенты овладевают инновационными процессами дистанционного зондирования Земли.

Перспективными студентами на 4-м курсе обучения считаются те, кто на основании установленного списка учебных дисциплин, показывают твердые знания и умение творчески обращаться с полученными данными дистанционного зондирования Земли. Студентам 4 курса МИИГАиК в процессе подготовки к будущей дипломной работе предлагается выполнение самостоятельных курсовых работ на основании учебно-методических материалов НИУЦ «Аэрокосмос» следующего характера:

  • разработка научно-прикладных основ мониторинга природных ресурсов и качества окружающей среды;
  • природоресурсные возможности методов дистанционного зондирования Земли;
  • информационные аэрокосмические системы;
  • программирование на ЭВМ для выполнения прикладных задач в природоресурсных и экологических целях;
  • создание информационных баз данных на основании материалов, полученных методами дистанционного зондирования Земли и т.д.

Профессиональная ориентация студентов осуществляется, начиная с 5 курса. Предусматривается интеграция научных и прикладных задач по проблемам дистанционного зондирования Земли, а также развитие определенных гуманитарных направлений в процессе обучения. Формирование подобной учебно-методической ориентации, как правило, ведется по следующим направлениям научной деятельности НИУЦ «Аэрокосмос»:

  • разработка общесистемных принципов построения аэрокосмических систем и многоуровнего комплексного мониторинга природных ресурсов и окружающей среды;
  • разработка новых технологических методов дистанционного зондирования;
  • совершенствование применяемых методов дистанционного зондирования, создание и актуализация баз данных по характеристикам различных объектов окружающей среды;
  • развитие физических основ дистанционного зондирования для решения проблем в области наук о Земле;
  • реализация программ и проектов по мониторингу окружающей среды, исследованию природных ресурсов, контролю чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями;
  • разработка методов моделирования различных процессов и явлений в океане, морях, атмосфере и на суше.

Выбор студентов, которые ориентированы для дипломного проектирования, научной и производственной работы в НИУЦ «Аэрокосмос», происходит на основании критерия - отличные и хорошие оценки по основополагающим дисциплинам. К положительным моментам ориентации студентов на разработку и внедрение новых технологий для решения задач дистанционного зондирования Земли следует отнести формирование блоков, которые в зависимости от целей обучения можно объединить в учебную инновационную программу.


Библиографическая ссылка

Мамин Р.Г., Князева М.Д. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 11. – С. 93-94;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12206 (дата обращения: 24.02.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674