Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Каштанов В.А.

I. Характеристика существующего положения (объективные факторы):

а) абитуриент

  • непродуманные реформы средней школы,
  • недостаточно высокий конкурс абитуриентов,
  • слабая подготовка школьников-абитуриентов,
  • эффективность работы системы довузовской подготовки,
  • уход хорошо подготовленных абитуриентов в другие вузы после сдачи вступительных экзаменов;

б) стандарт

  • сокращение аудиторной нагрузки,
  • сокращение времени на фундаментальную подготовку,
  • специфичность требований к содержанию курсов, которые сформулированы в стандартах (завышенные объемы материала при ограниченном времени, необоснованное введение неактуальных разделов),

в) кафедры (математические)

  • уход квалифицированных кадров,
  • изменение престижа преподавателя,
  • нехватка преподавателей.

II. Следствия.

  1. Низкая успеваемость (особенно на младших курсах).
  2. Большое количество пересдач, не учитываемых в нагрузку.
  3. Большое количество отчисленных студентов.
  4. Отсутствие перестройки в работе кафедр (невозможность, а порой нежелание что-то изменять).

III. Выводы, которые обычно делаются.

  1. Сократить число аудиторных часов, выделяемых на курс математического анализа, как базовый математический курс (дать минимум в соответствии со стандартом).
  2. Передать математические курсы другим математическим и не математическим кафедрам.

IV. Традиции преподавания, способствующие повышению его качества.

  1. Глубокая фундаментальная подготовка.
  2. Курсы естественнонаучного цикла и обще профессиональные курсы читают кафедры соответствующего профиля.

V. Выводы.

  1. Необходимо придерживаться принципов преподавания, способствующих повышению его качества.
  2. Активизировать работу научно-методических советов (для объективности выработанных решений).
  3. Пересмотреть существующие учебные планы с целью укрепления фундаментальной подготовки (проанализировать, как распределены существующие «резервы», предоставленные стандартами).
  4. Перестроить работу математических кафедр, которые должны работать строго в соответствии с рабочими программами.
  5. Выпускающие кафедры должны осуществлять постоянный контроль реализации учебных планов (выпускающие кафедры являются заказчиками).
  6. Укрепить кадровый состав кафедр.

VI. Заключительные замечания.

«Для инженера особенно важно приобрести привычку к точному рассуждению, к логическому анализу и полноте.

Математика есть прежде всего метод логического мышления. Она приучает мыслить точными категориями и при изучении любых физических процессов строить математическую модель.

Универсальность математического языка, который исключает всякую двузначность толкования задачи.

Приучать строить математические модели должны, конечно, не только математики, но и инженеры соответствующих специальностей».

Это цитаты из книги ГНЕДЕНКО Б.В. «О математике» (УРСС, Москва, 2002, издание второе, исправленное).

Математика - системообразующая наука.


Библиографическая ссылка

Каштанов В.А. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 3. – С. 65-65;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12408 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674