I. Характеристика существующего положения (объективные факторы):
а) абитуриент
- непродуманные реформы средней школы,
- недостаточно высокий конкурс абитуриентов,
- слабая подготовка школьников-абитуриентов,
- эффективность работы системы довузовской подготовки,
- уход хорошо подготовленных абитуриентов в другие вузы после сдачи вступительных экзаменов;
б) стандарт
- сокращение аудиторной нагрузки,
- сокращение времени на фундаментальную подготовку,
- специфичность требований к содержанию курсов, которые сформулированы в стандартах (завышенные объемы материала при ограниченном времени, необоснованное введение неактуальных разделов),
в) кафедры (математические)
- уход квалифицированных кадров,
- изменение престижа преподавателя,
- нехватка преподавателей.
II. Следствия.
- Низкая успеваемость (особенно на младших курсах).
- Большое количество пересдач, не учитываемых в нагрузку.
- Большое количество отчисленных студентов.
- Отсутствие перестройки в работе кафедр (невозможность, а порой нежелание что-то изменять).
III. Выводы, которые обычно делаются.
- Сократить число аудиторных часов, выделяемых на курс математического анализа, как базовый математический курс (дать минимум в соответствии со стандартом).
- Передать математические курсы другим математическим и не математическим кафедрам.
IV. Традиции преподавания, способствующие повышению его качества.
- Глубокая фундаментальная подготовка.
- Курсы естественнонаучного цикла и обще профессиональные курсы читают кафедры соответствующего профиля.
V. Выводы.
- Необходимо придерживаться принципов преподавания, способствующих повышению его качества.
- Активизировать работу научно-методических советов (для объективности выработанных решений).
- Пересмотреть существующие учебные планы с целью укрепления фундаментальной подготовки (проанализировать, как распределены существующие «резервы», предоставленные стандартами).
- Перестроить работу математических кафедр, которые должны работать строго в соответствии с рабочими программами.
- Выпускающие кафедры должны осуществлять постоянный контроль реализации учебных планов (выпускающие кафедры являются заказчиками).
- Укрепить кадровый состав кафедр.
VI. Заключительные замечания.
«Для инженера особенно важно приобрести привычку к точному рассуждению, к логическому анализу и полноте.
Математика есть прежде всего метод логического мышления. Она приучает мыслить точными категориями и при изучении любых физических процессов строить математическую модель.
Универсальность математического языка, который исключает всякую двузначность толкования задачи.
Приучать строить математические модели должны, конечно, не только математики, но и инженеры соответствующих специальностей».
Это цитаты из книги ГНЕДЕНКО Б.В. «О математике» (УРСС, Москва, 2002, издание второе, исправленное).
Математика - системообразующая наука.
Библиографическая ссылка
Каштанов В.А. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 3. – С. 65-65;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12408 (дата обращения: 03.12.2024).