Производственная практика является одной из важнейших составных частей процесса обучения студентов в высших учебных заведениях. В настоящее время многие вузы страны, в том числе и РГАТА им. П.А. Соловьева, осуществляют подготовку студентов по многоуровневой системе. Это привело к существенным изменениям в учебных планах, рабочих программах обучения и проведению производственных практик. Изменились цели и задачи производственных практик, их количество, структура и продолжительность. Кроме того, изменилось экономическое положение тех предприятий, где проводятся производственные практики.
Учебный план подготовки бакалавров технологического направления предусматривает одну производственную практику студентов, которая проводится после третьего года обучения сроком в четыре недели. Эта практика предусматривает в первой своей половине работу студентов на рабочих местах станочников механических цехов, а во второй - знакомство с цехами, отделами и службами завода, лекции ведущих специалистов-производственников
После четырех лет обучения студенты, решившие продолжить образование для получения специальности инженера или звания магистра, проходят конструкторско-технологическую практику, которая имеет своей целью познакомить их с работой конструктора и технолога на промышленном предприятии.
Существенно отличаются производственные практики студентов при обучении в магистратуре. Этих практик две:
- научно-исследовательская, которая должна проводиться в лабораториях вуза, экспериментальных цехах и лабораториях базового предприятия; на этой практике студенты должны познакомиться с методиками проведения экспериментов, обработки и интерпретации их результатов, современным научным оборудованием,
- педагогическая, во время которой студенты проводят учебные занятия, обучаются методике преподавания.
Существенное отличие имеет проведение практик для очно-заочной (вечерней) и заочной формы обучения технологического направления.
Значительная часть студентов работает по специальностям, профиль которых не совпадает с профилем будущей специальности. Проблема усугубляется тем, что многие машиностроительные предприятия, ранее являвшиеся базовыми для прохождения производственных практик, резко уменьшили объем выпускаемой продукции. Такое положение вызвало необходимость изменений в организации производственных практик для студентов обеих форм обучения, которые касаются создания новой многовариантной программы прохождения практик.
Программы производственных практик для студентов очно-заочной (вечерней) и заочной формы обучения отличаются от программ соответствующих специальностей дневного отделения структурой, содержанием, количеством вариантов прохождения практик, продолжительностью и т.д.
Учебный план обучения студентов очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения предусматривает ознакомительную, технологическую и преддипломную практики.
В зависимости от места и условий работы студентов (по согласованию с деканатом и выпускающей кафедрой), они могут пройти производственные практики по разным вариантам.
1. Студенты, работающие на должностях, соответствующих требованиям к специальности 120100 «Технология машиностроения», могут проходить производственные практики распределёнными по соответствующему семестру на своём предприятии. Задание на практику студент получает в начале семестра, отчёт по практике сдаётся в соответствии с графиком учебного процесса на данный семестр.
2. Студенты, профиль работы которых не совпадает с будущей специальностью, могут проходить производственные практики совместно со студентами дневной формы обучения с отрывом от производства на базовом предприятии в сроки, согласно графику прохождения практики студентами дневной формы обучения.
3. В отдельных случаях студенты могут проходить производственные практики на базе выпускающей кафедры, участвуя в научно-исследовательской работе кафедры или в работе по техническому оснащению учебного процесса. Такие практики (по согласованию с деканатом и выпускающей кафедры) могут проводиться как распределёнными по соответствующему семестру, так и в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса.
4. Кроме этого студент может пройти производственные практики на соответствующих промышленных предприятиях по индивидуальному графику (по согласованию с деканатом, выпускающей кафедрой и учебной частью академии).
Разнообразие форм организации практик способствует повышению квалификации будущего специалиста технологического профиля и уменьшению времени адаптации к производственной, научной или педагогической деятельности в сложных современных условиях.
Библиографическая ссылка
Аверьянов И.Н., Чистяков Ю.П. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 4. – С. 81-82;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12513 (дата обращения: 23.11.2024).