Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Андреев М.Д

Значение геоэкологического образования в период экологического кризиса современности неоспоримо возрастает. Современное геоэкологическое образование напрямую связано, прежде всего, с изучением географической составляющей. Географическая составляющая помогает раскрыть причины, интенсивность и характер антропогенного воздействия на природные комплексы, отдельные компоненты географической среды. А изучение основных аспектов взаимосвязи между обществом и природной средой составляет основное направление исследований современной науки - геоэкологии. Геоэкология также рассматривает проблемы рационального использования, оптимизации и взаимодействия производственных и природных комплексов, эколого-географические основы создания и функционирования природно-технических геосистем, а большинство глобальных и региональных экологических проблем имеет отчетливо выраженный географический характер.

Цели и задачи географического и экологического образования взаимосвязаны. Так, методологической основой экологии является комплексность и системный подход, но именно комплексность - основа учения о геосистемах, которая служит теоретической основой геоэкологии [4]. Главная методологическая трудность заключается здесь в том, что возникает необходимость выхода геоэкологических знаний за традиционные рамки узкоотраслевых и дисциплинарных концепций, чтобы получить целостное представление об экосистеме Земли и взаимодействии ее компонентов. Однако, в результате, мы сможем получить довольно мозаичную, но вместе с тем целостную картину Земли, не ограниченную различными дисциплинарными рамками.

Курс географии намного превосходит курсы других дисциплин по экологической направленности, числу и глубине раскрытия экологических проблем и обоснованию путей их решения. Кроме того, в системе географических знаний присутствует терминология и понятия, непосредственно относящиеся к теории и практике геоэкологии, а именно, антропогенные ландшафты, глобальные экологические проблемы, организация использования природных ресурсов, формы антропогенного воздействия на природные комплексы, основные принципы рационального природопользования и т.д. Географическая составляющая должна занять ведущее место в экологическом образовательном процессе, поскольку, географические знания способствуют обрабатывать и синтезировать материалы из различных источников; они учитывают концепцию многофакторной причинности; позволяют оперировать значительными массивами разнообразной информации. Все это способствует накоплению у географов специальных знаний и развитию у них высокой эрудиции при изучении вопросов восприятия окружающей среды, которые фигурируют в качестве ключевых при определении геоэкологического образования[1].

Географические знания позволяют понять сущность, характер и масштабы влияния антропогенной деятельности на природные ландшафты, на климат, на концентрацию рассеянных газообразных веществ в атмосфере и понять механизмы их воздействия на окружающую среду.

Важным технологическим звеном в геоэкологическом образовательном процессе может оказаться его компьютеризация способная быстро и эффективно обработать огромное количество географической информации. Современные компьютеры позволяют легко воспроизводить геоинформацию на экране дисплея с достаточной точностью и полнотой всевозможных данных о Земле, природных ресурсах и естественных околоземных процессах. К сожалению, стоит отметить, что характер и масштабы проблем меняются с такой скоростью, что сбор и анализ данных едва успевает за ними

Следует также отметить, что геоэкологическое образование заключается не столько в расширении геоэкологической информации, сколько в формировании геоэкологического мышления. Как известно, мышление - это высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека [3]. Мышление осуществляется в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения окружающего нас мира [2]. С помощью отвлеченного (абстрактного) мышления человек выходит далеко за пределы того, что он может непосредственно воспринимать с помощью органов чувств, а дивергентное мышление способствует ещё и выходу за пределы стандартных геоэкологических решений, прийти к новому видению ситуации, выйти за пределы привычного.

Существенным моментом является и то, что изучение геоэкологических проблем следует строить с позиции гуманизации образования. Гуманизация в экологическом образовании выражается через идеи формирование человека с новым типом мышления, способного к экологически целесообразной деятельности, имеющего установку на приоритетность задач сохранения жизни на Земле, спасения человечества от экологических катастроф. Гуманизм- принцип мировоззрения, основанный на утверждении человеческого достоинства, признающий высшей целью общества всестороннее развитие человека, все более полное удовлетворение его потребностей. Данный тезис приобрел характер одного из базовых принципов развития геоэкологического образования. Гуманизация геоэкологического образования, формируясь, как личностно ориентированная концепция развития человека в рамках организованного обучения и воспитания, в современных условиях выступает как парадигма становления человека в демократическом обществе.

Данный аспект гуманизации образования обусловливает важную проблему, а именно, проблему фундаментализации геоэкологического образования. Фундаментализация геоэкологического образования связывается с его общей ориентацией на концептуальное изучение законов мира, выработку фундаментальных смыслов бытия, на основе которых осуществляются все связи явлений бытия, проникновения в сущность мира, выработку в процессе познания путей и методов познания, заключающихся в онтологических уровнях знания. Поскольку только фундаментальное образование дает такие знания, которые не устаревают с течением времени, помогают ориентироваться в любой новой среде и являются универсальными по существу.

Таким образом, в своем развитии современная география, опирается на разработанные теоретические представления и концепции, появившиеся на современном этапе развития научного познания мира. Это позволяет географии динамично развиваться, успешно взаимодействовать с другими естественными науками и служить основой для появления новых направлений, например, на стыке с экологией, т.е. геоэкологией.

В заключение, хотелось бы отметить, что образование в целом и геоэкологическое образование, в частности, не только эффективный, но и наиболее действенный способ предотвращения нежелательных всевозможных экологических бедствий в будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Джонстон Р.Дж. География и географы: Очерк развития англо-американской социальной географии после 1945 г.: Пер. с англ./ Под ред. Э.Б.Алаева. - М.: Прогресс, 1987.-368 с., ил.
  2. Краткий философский словарь /
    А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев [и др.]; Под ред. А.П. Алексеева.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.-496 с.
  3. Петров Ю.Н. Непрерывность профессионального образования: теория, проблемы, прогнозы / Ю.Н. Петров.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.-333 с.
  4. Родзевич Н. Н. Геоэкология и природопользование: Учебник для вузов / Н.Н. Родзевич. - М.: Дрофа, 2003. - 256 с.: ил., карт.

Библиографическая ссылка

Андреев М.Д ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 7. – С. 18-20;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12640 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674