Существует множество определений того, что такое венчурное финансирование, но все они так или иначе сводятся к его функциональной задаче: способствовать росту конкретного бизнеса путем предоставления определенной суммы денежных средств в обмен на участие в компании - пакет акций.
Венчурный капитал может быть определен как финансирование профессиональными инвестиционными фирмами молодых, быстрорастущих или изменяющихся частных компаний, обладающих потенциалом для развития в крупные предприятия регионального, европейского или мирового рынка. Целью венчурного капитала является получение высокого дохода от инвестиций. Увеличение капитала в 10 раз за 5-7 лет - нормально ожидаемый результат европейского или американского венчурного фонда. В России такие результаты возможны и за год-два.
Инвестирование венчурного капитала обычно характеризуется следующими ключевыми признаками:
- Венчурный капитал разделяет деловой риск с предпринимателем;
- Инвестирование обычно рассчитано на длительный срок.
Таким образом, венчурный бизнес - основная форма технологических нововведений. Этот вид предпринимательства характерен для коммерциализации результатов научных исследований в наукоемких, и в первую очередь, в высокотехнологичных областях, где перспективы не гарантированы и имеется значительная доля риска.
Говоря о высокотехнологичных отраслях, а точнее - о технологических инновациях в этих отраслях, нужно отметить, что основными факторами, сдерживающими развитие технологических инноваций является резкое снижение финансирования из федерального бюджета, недостаток собственных средств у промышленных предприятий при высокой стоимости научных исследований и разработок, внедрения нововведений. В 2000 году объем предусмотренных работ несколько снизился по сравнению с предшествующим годом и составил 306,9 миллиона рублей. Выполнено работ на сумму 333,5 миллиона рублей или 108,6 % от запланированных работ, а размер финансирования составил 334,6 миллиона рублей, что на 9 % больше от предусмотренного. Особое место занимают научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые в рамках федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета. Наблюдается положительная тенденция увеличения как размеров финансирования по федеральным целевым программам, так и общего объема предусмотренных работ. Большинство работ ведутся с предоплатой. На 2001 год заключено договоров с государственными заказчиками на общую сумму около 1127 миллиона рублей.[1] К 2004 году объем финансирования НИР и ОКР вырос, но не так значительно, как того требует настоящая экономическая ситуация.
Привлечение частных средств для венчурного финансирования инноваций будет расширено за счет продления действующих и запуска новых программ. Продление программы LIFT предоставит возможность содействовать развитию обучения и повышения информированности. Программа FIT будет способствовать распространению удачного опыта. На основе проекта под названием I-TEC будет запущен еще один проект с целью привлечения частных инвестиций для финансирования начальных стадии высоко-техногичных венчурных инновационных проектов и предприятий с высоким потенциалом роста. Реализация программы будет скоординирована с Европейским инвестиционным фондом, Европейским инвестиционным банком и другими финансовыми структурами. Это будет способствовать развитию межгосударственной сети по передаче информации (финансовой и др.), необходимой для создания и развития инновационных компаний, для получения представлений об эффективности и целесообразности запуска и финансирования частными инвесторами региональных инновационных программ и так далее.
Говоря об особенностях венчурного финансирования инноваций, необходимо исходить из основных принципов. Вопрос не в материальных залогах, не в проектах и не в бизнесе, что, безусловно, очень важно, а, прежде всего, в людях. Венчурное финансировании инноваций, необходимо четко разграничивать венчурные и прямые инвестиции. В мировой практике принято, что инвестиции в предприятия или проекты, связанные с high-tech, относят к "венчурным". Основной отличительной чертой венчурного инвестирования может быть признано то, что этот механизм во многих странах мира используется для финансирования предприятий малого и среднего бизнеса. Что же касается России, здесь действуют, в основном, фонды прямых инвестиций. Возможно единственным венчурным фондом - и, по сути, и по содержанию - является Российский технологический фонд, потому что он инвестирует в высокие технологии. К сожалению, на сегодняшний день это скорее исключение, чем правило.
Первые шаги венчурная экономика делает за счет увеличения уровня жизни. Поскольку уровень жизни тесно связан с качеством жизни. Качество жизни имеет ряд экономических показателей.
Отличие венчурного инвестирования от любого другого заключается в том, что оно осуществляется в частные предприятия, акции которых не котируются и не продаются на биржах, без предоставления какого-либо залога или заклада в обмен на долю или пакет акций этих предприятий или в форме инвестиционного кредита на срок 3-7 лет. Венчурный капиталист рассчитывает на быстрый рост и развитие бизнеса и получение прибыли, которая превышает в несколько раз первоначальное вложение. Поэтому обычно венчурные инвесторы не заинтересованы в распределении прибыли в виде дивидендов, а предпочитают реинвестировать ее в бизнес. Но возможна и потеря всех вложенных средств, либо, в лучшем случае, возврат вложенных без какой-либо прибыли - в обоих случаях это неудачи. Причем лишь один из пяти венчуров дает результат, но даже один прибыльный проект с лихвой окупает затраты, понесенные по всем пяти проектам.
По данным Минпромнауки Российской Федерации объем венчурного капитала в Европе с 1996 по 2003 годы составил более 91 млрд. Евро, из них в высокотехнологичный сектор - более 25 млрд. Евро. Ежегодный объем инвестиций в странах ЕЭС со стороны более 500 действующих здесь венчурных фондов достигает 14,5 млрд. Евро.
В 1999 году венчурные фонды, на долю которых приходится более 3/4 всего мирового объема венчурного капитала, вложили в американские фирмы 56 млрд. долларов. Стремительное развитие венчурного капитала обусловлено высокой эффективностью деятельности венчурных фондов. Средние мировые показатели годовой прибыли фондов составляют 17-25%, что значительно превышает показатели доходности.
В Россию первый венчурный капитал пришел из-за рубежа. По инициативе Европейского Банка Реконструкции и Развития в отдельных регионах страны было создано 11 Региональных Венчурных Фондов. Позже на рынке появились фонды, использующие средства иных зарубежных институциональных и частных инвесторов, число которых, однако, стало сокращаться после кризиса 1998 года. Ситуация начала меняться лишь к концу 2001 года, когда инвестиционный рейтинг России начал расти, и к середине 2002 года Россия в мировом рейтинге стран, наиболее привлекательных для зарубежных прямых инвестиций оказалась на 17 месте. Сейчас в России действуют около 30 венчурных фондов (в основном, с иностранным капиталом), которые за 10 лет проинвестировали около 1,5 млрд. Евро более чем в 250 средних и малых предприятий различных регионов. [2]
На сегодняшний день уровень развития венчурной капитала в России увеличивается. Российские инвесторы не спешат вкладываться в малые высокотехнологичные предприятия. Согласно данных Фонда содействия развитию инновационных технологий в России нет ни одного венчурного фонда, представленного исключительно национальным капиталом. В то же время многие крупные корпорации уже начали создавать собственные венчурные фонды. Свой фонд есть у ЮКОСа, скоро появятся фонды у ЛУКОЙЛа и компании "Базовый элемент". Но инвестиционная деятельность этих венчурных подразделений направлена, в основном, на укрепление существующих связей внутри самих корпораций и модернизацию существующего производства.
Зарубежные фонды, действующие на территории России, заинтересованы в основном в акциях сырьевых предприятий и пищевой промышленности, ориентированной на внутренний рынок. Иностранцы не заинтересованы в продвижении на рынок конкурентов - высокотехнологичных российских компаний, и предпочитают финансировать предприятия с уже готовой продукцией, а не находящиеся на стадии становления.
Разработкой стратегии и созданием моделей инновационного развития должно заниматься государство. Эта точка зрения, опирающаяся на мировой опыт, возобладала в постсоветской России лишь недавно. Правда в США, чья наука занимает сейчас ведущее место в мире, процесс определения национальных приоритетов проходил тоже не просто. Первые целенаправленные шаги по привлечению частных инвестиций в инновационную сферу российское государство начало делать в 90-х годах. Так, Российский фонд фундаментальных исследований, располагая огромной базой данных законченных исследовательских проектов. Но полное отсутствие опыта у российской стороны (как у ученых, так и чиновников) в представлении своих результатов «капиталистам», разговор «на разных языках» не давал практически никаких результатов. Таким образом, остро ощутилась нехватка профессиональных менеджеров, которые могли бы стать посредниками между источником капитала и объектом его приложения. Слабая культура предпринимательства оказалась еще одним сдерживающим фактором внедрения венчурного финансирования в России. Многие фирмы, занимающиеся коммерциализацией своей интеллектуальной собственности, зачастую ограничиваются продажей изобретений, переговоры с венчурными капиталистами проваливаются из-за нежелания компаний терять контроль над бизнесом, предпочитая пользоваться банковскими кредитами или льготными кредитами от государственных фондов поддержки предпринимательства.
Серьезным препятствием развитию венчурного капитала оказалась неурегулированность прав на интеллектуальную собственность. Но, пожалуй, главная причина малой эффективности венчурного финансирования - политика государства по отношению к малым предприятиям - главным объектам приложения венчурного капитала, преследующая, прежде всего, обеспечение своих фискальных интересов, а не развитие инновационного бизнеса. Существующая налоговая система толкает предприятия на сокрытие реальных доходов, что тормозит не только рост их самофинансирования, но и формирование цивилизованного фондового рынка. Последнее создает серьезные проблемы с ликвидностью инвестиций, которая является одним из важнейших вопросов для венчурных инвесторов. По мнению специалистов Европейской Ассоциации венчурного финансирования 2002 год стал годом прорыва в развитии венчурного финансирования в России. Созданы предпосылки начала быстрого роста венчурных инвестиций, связанные с определенным подъемом экономики, ростом понимания эффективности венчурного бизнеса. И все же Минпронауки было вынуждено признать, что широкого привлечения венчурного капитала в Россию, особенно в высокотехнологичный сектор, добиться пока не удалось. Проблемы, препятствующие развитию венчурного капитала те же, что и 3-5 лет назад, включая отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в высокотехнологичные предприятия, низкий авторитет предпринимательской деятельности в области малого и среднего бизнеса, усложненную регистрацию венчурных фондов в российской юрисдикции, отсутствие российского капитала в венчурной индустрии. Очевидно, что решение этих проблем возможно лишь при соответствующей политике государства.
[1] http://www.innov.sstu.ru
[2] Инновационная деятельность предприятий Томской области в 2002-2003гг.//Технологический бизнес. - 2003. - №4. - с.65.
Библиографическая ссылка
Гузырь В.В. ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ – ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 7. – С. 99-101;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12964 (дата обращения: 03.12.2024).