Наиболее ярким представителем изобразительного творчества, гармонично сочетающим глубоко национальные черты с прогрессивными традициями русской и европейской культуры, является дагестанский художник X. Масаясул. Освоение творческого наследия нашего выдающегося соотечественника, широко известного в мире, способствует художественно- эстетическому воспитанию молодого поколения, формированию способности правильно и адекватно воспринимать искусству разных стран и народов, стимулируя стремление школьников к познанию художественных материальных и культурных ценностей как отечественного, так и мирового искусства.
Продолжив образование в Мюнхене в 1921- 1926 гг. и окончив академию по первому разряду, X. Мусаясул, вопреки запрету чиновников от администрации СССР, принимает предложение профессоров Мюнхенской Академии стажироваться в художественных центрах Европы. Здесь с 20-х годов стремительно растет его популярность - произведения выставляются в лучших музеях и картинных галереях Парижа, Мюнхена, Мадрида и др. Халилбек становится знаменитостью, входит в круг прогрессивно настроенных художников, какими были Франс Рубо, Пикассо, Матис, Рерих, поддерживает приятельские отношения с академиком Гудиашвилли и мордовским художником Эрзя, творческими узами связан с выдающимся скульптором Коненковым.
Растет популярность художника в Европе. Выставки его картин проходят в лучших музеях и галереях, он признан как крупный мастер, который первым в Европе представил в художественных образцах мудрость и духовную культуру своего народа.
В 1938 году Халилбек женился на Мелани Нагель, ставшей опорой, верным другом и надежным хранителем его творческого наследия. Мелани, будучи высокообразованной личностью, обладая поэтическим даром, делила с мужем все его радости и огорчения.
В послевоенные годы в Америке с новой силой развернулось творческое дарование Халилбека. Здесь он приобрел мастерскую, много работал, выставлялся в Нью-Йоркских музеях.
Мастер ушел из жизни в 1949 году. В ореоле славы, похоронен в штате Коннектикут, недалеко от города Беттлахем.
После смерти мужа Мелани Мусаясул приняла монашество - теперь она Мать Джером, настоятельница монастыря под Нью-Йорком. На нее возложена высокая миссия: согласно последней воле художника передать его произведения в дар дагестанскому народу. Это чрезвычайно важное событие не только для культурной жизни Республики Дагестан, но и для пробуждения самосознания нации в целом.
За последнее время благодаря происходящим в стране процессам обновления стало возможным возвращение народу забытых имен выдающихся личностей, их творческого наследия - одним из таких личностей и является Халилбек Мусаясул, чему способствуют неустанная подвижническая деятельность вдовы Халилбека Мелани (Мать Джером) и братьев Мусаевых, Магомеда и Омара, публикации дагестанских деятелей культуры.
В Махачкале 28-30 августа 1992 года впервые за два столетия кавказской эмиграции был созван Конгресс соотечественников - дагестанцев, проживающих в странах Америки, Европы, Азии, Ближнего Востока и др. В Конгрессе приняли участие и выступили с благодарственными речами потомки наших земляков, которых более 50-ти лет тому назад Халил-бек Мусаясул и его соратники по обществу « Спасение» вызволили из концлагерей.
Судьба Халилбека Мусаясула, несмотря на внешнее благополучие, блестящую художественную карьеру, глубоко трагична: трудно жить, десятилетиями пребывая в ностальгии. Сейчас произведения художника, получившего широкое признание на Западе, возвращаются к нам.
Сегодня считаем рекомендовать активно использовать творческое наследие наиболее яркого представителя великой плеяды профессиональных художников мирового значения в приобщении школьников к художественной культуре. Необходимо эффективно использовать в учебно-воспитательном процессе преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла гармоничное сочетание национального и общечеловеческого потенциала.
Работа представлена на заочную электронную научную конференцию «Духовное и культурное возрождение России», 15-20 декабря 2008 г. Поступила в редакцию 18.05.2009.
Библиографическая ссылка
Раджабов И.М. ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ХАЛИЛБЕКА МУСАЯСУЛ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 9. – С. 185-186;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12977 (дата обращения: 04.12.2024).