О том, что экологические проблемы приобрели глобальный масштаб, не пишет разве что лишь ленивый. Но за последнее десятилетие было столь много об этом сказано и написано, (но сделано еще недостаточно, так как наш российский менталитет таков, что наличие действующего правового акта еще не означает его исполнения), что большая часть нашего российского населения утратила к этим проблемам столь необходимый ныне интерес. А с приходом (в 2008 году) мирового финансового кризиса социальные проблемы и вовсе отодвинули на второй план обеспокоенность населения все нарастающим ухудшением состояния окружающей среды. Утрачивается и понимание того, что экологические проблемы угрожают самим основам цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества. А ведь осознание человеком экологических проблем составляет важный аспект современности. И здесь следует сказать о проблеме экологического сознания как одного из важнейших феноменов сферы духовной жизни общества. Сегодня мы забываем, что окружающая человека природная среда - это «совокупность природных и незначительно измененных деятельностью людей абиотических и биотических естественных факторов, оказывающих влияние на человека...»[1]. И ныне еще не поздно обратиться к тому истоку, который окажет существенное влияние на гражданина нашей страны и, соответственно, на решение проблем взаимоотношений человека с природой. Этот исток - непрерывно-постоянное развитие эксцентрического типа экологического сознания. До тех пор, пока экологическое сознание не станет мировоззренческой доминантой общественного сознания, решить проблемы экологического характера будет невозможно. Здесь особо стоит отметить, что формировать общественное сознание (начиная со школьной скамьи) необходимо на триаде «техника - экология - экономика». В рамках данной статьи невозможно наиболее полно раскрыть основной тезис теории данной модели. Отметим лишь, что он заключается в том, что в этой системе отсутствует доминирующее положение одной из ее составляющих (что повсеместно происходит на наших предприятиях). Не секрет, что без экономики и технологий не может существовать ни одно производство, и каждая из этих двух взаимозависимых составляющих беспрестанно ведет борьбу за лидирующее положение. Что же касается экологии, то она, в большей степени, является лишь неким досадным элементом в сфере деятельности любого промышленного предприятия (особенно таких экологически агрессивных отраслей, как электроэнергетики, топливной промышленности, химической и нефтехимической промышленности и т.д.). Суть же триады «техника - экология - экономика» и состоит в постоянстве обеспечения взаимосвязи и взаимодействия всех ее систем. Наличие доминирующего положения одной из ее составляющих (как и отсутствие одной из них) приводит, зачастую, к непоправимым последствиям. Так, в октябре 2006 года в городе Березники (Пермский край) произошла авария на калийном руднике №1 ОАО «Уралкалий». ОАО «Уралкалий» - крупнейший российский и третий мировой производитель калийных удобрений. В результате аварии калийный рудник был затоплен водой. Но это не была единичная авария. Еще в середине 70-х годов прошлого века ученые впервые заговорили о том, что интенсивные разработки и добыча калийных залежей чреваты проседанием почвы и обрушением, ведь в результате выработок прямо под городом образовались гигантские подземные пустоты. Но всерьез вопрос о закладке отработанных пустот под городом впервые был поднят лишь в 1986 г., когда произошла авария на третьем руднике «Уралкалия», в результате которой рудник был полностью затоплен. Тогда все ограничилось разговорами. Выводы государственной технической комиссии Ростехнадзора по аварии 2006 г.: причиной затопления рудника №1 стали особенности геологического строения данного участка Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей; произошло уменьшение плотности водозащитной толщи, в результате чего в рудничное пространство протекли рассолы под влиянием оседаний, возникших вследствие выработки на этом участке в 1960-х годах сразу двух продуктивных пластов; работы на участке рудника велись в соответствии с нормативными документами прошлого времени и основывались на расчетах, которыми тогда владела наука и производственники. Следовательно, человеческий фактор отсутствует и во всем виновата природа? Но разве не сам человек нарабатывал десятилетиями пустоты под городом, не производя их закладку, что и привело к уменьшению плотности водозащитной толщи?
Как в дальнейшем природа отреагирует на деятельность человека, покажет лишь время. Но человеку не следует забывать, что воздействуя на естественную среду своего обитания, он не только потребляет ее ресурсы, но и изменяет природную среду, приспосабливая ее для решения своих практических, хозяйственных задач. В силу этого человеческая деятельность оказывает существенное влияние на окружающую среду, подвергая ее изменениям, которые затем влияют и на самого человека. Чтобы влияние это не было чрезмерно отрицательным и непоправимым, необходимо выработать в каждом из нас осознание того, что экология является неотъемлемой частью экономики и техники. Пора осознать, что экологический кризис - это, прежде всего, мировоззренческий кризис. Необходимо формировать новый тип сознания. Думается, что тогда конституционное признание права каждого из нас на благоприятную окружающую среду не будет оставаться «бумажным» и декларативным.
Вместе с тем, учитывая, что информация о нынешнем состоянии среды обитания человечества противоречива, необходимо разобраться в этих проблемах и обилии сведений, что возможно только при наличии глубоких знаний о законах природы, при четком понимании того, что мир един. На какие бы виды мы не подразделяли антропогенное загрязнение окружающей среды (газовое, тепловое, пылевое, химическое и т.д.), нам необходимо помнить, что человечество напрямую связано с состоянием окружающей среды и полностью зависит от отношения к ней жителей планеты. Экологическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры и формируется в процессе жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующей здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.
[1] Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. - М.: Мысль,1990. с. 493
Библиографическая ссылка
Щеткин Б.Н. ВЛИЯНИЕ ЭКСЦЕНТРИЧЕСКОГО ТИПА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НА СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 11. – С. 58-60;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13172 (дата обращения: 23.11.2024).