Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ИЗМЕНЕНИЯ БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ БИОРИТМАМИ В ПЕРИОД ИХ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

Сокотун С.А.
Исследованы изменения биохимических показателей школьников в условиях их работы за компьютером. Дан сравнительный анализ изменений биохимических показателей у школьников с разными биоритмами в разные сезоны года. Получены результаты, свидетельствующие о значительном изменении биохимических показателей школьников в условиях их работы за компьютером в весенний период.
an oral liquid
biorhythms
histamine
serotonin
ротовая жидкость
биоритмы
гистамин
серотонин

Введение

При работе за компьютером организм человека сталкивается с комплексным влиянием на него различных явлений. Сейчас хорошо известно, что уже кратковременная  работа  за  компьютером  приводит к усиленной работе основных регуляторных систем организма [5]. Условия работы за компьютером таковы, что напряжению подвергаются многие системы организма, в том числе нервно-психическая сфера пользователя, и эндокринная система не является исключением [4, 6]. В современной литературе недостаточно данных об индивидуальных особенностях реагирования организма на условия работы за компьютером [7]. Поэтому целью нашего исследования явилось изучение некоторых биохимических показателей школьников с разными типами биоритмов, при их работе за компьютером в течение учебного года.

1. Материалы и методы исследований

1.1. Объект исследования

В эксперименте принимало участие 116 учеников 6-х, 8-х и 10-х классов школы №37 Железнодорожного района г. Самары, среди которых по результатам тестирования было выявлено 60 человек с утренним биоритмологическим типом и 56 человек с вечерним биоритмологическим типом. Учащиеся в течение 40 мин выполняли работу с текстом на компьютере. Исследования проводились три раза: в феврале, мае и сентябре  2008 года, во время 3 урока с 10 00.

В качестве биологического материала использовали ротовую жидкость, которую собирали 2 раза: до начала урока и после него. Сбор биологического материала проводили в химически чистые пробирки по 3 мл. Перед забором испытуемый промывал рот кипячёной водой и просушивал салфеткой. Полученный материал хранился в морозильной камере при температуре  -15 ºС.

1.2. Методы исследования

Гистамин и серотонин определяли по методике  Л.Я.Прошиной (1981) в нашей модификации (Подковкин В.Г., Панина М.И., Васильева Т.И., 2003) на приборе БИАН-130 флуориметрический [1].

Определение 11-оксикортикостероидов (11-ОКС) проводили по методике Ю.А.Панкова, И.Я. Усватовой в модификации В.Г. Подковкина и соавт. [1], используя прибор БИАН-130 флуориметрический.

Для определения биоритмологических типов школьников мы использовали тест «Сова» или «Жаворонок», по которому выделяют три группы людей: утренний тип, вечерний тип и промежуточный тип [8]. Мы изучали только вечерний и утренний тип.

Статистическую обработку полученных данных проводили стандартным способом с помощью критерия Стьюдента. Статистически значимыми считали различия с уровнем значимости  Р < 0,05 [9].

2. Результаты исследования и их обсуждение

2.1. Результаты исследования

Весной и осенью у школьников 6-х и 8-х классов после работы за компьютером наблюдалось увеличение  содержания  в  ротовой  жидкости  серотонина на 47%, 36% и 28%, 27% соответственно, в то время как у школьников утреннего типа подобного увеличения не происходило (табл. 1, 2). У старшеклассников заметного  изменения  содержания  серотонина  в  ротовой жидкости после работы за компьютером не наблюдалось ни зимой, ни весной, ни осенью. Значительного изменения содержания гистамина у всех испытуемых школьников после работы за компьютером не происходило ни зимой, ни весной, ни осенью. Необходимо отметить, что весной у шестиклассников утреннего и вечернего типа начальная (до работы за компьютером) и конечная (после работы за компьютером) концентрации серотонина оказались ниже чем осенью в 2.9, 3.0 и 3.1, 2.3 раза соответственно. Зимой у десятиклассников утреннего и вечернего типа начальная концентрация гистамина были выше чем осенью на 45% и 53% соответственно, а у восьмиклассников утреннего и вечернего типа начальная концентрация гистамина была ниже весенней на 35% и 39%


Т

абл. 1. Изменение биохимических показателей у школьников утреннего типа в различные сезоны года при работе за компьютером

 

Утренний тип

6-е классы

8-е классы

10-е классы

До урока

После урока

До урока

После урока

До урока

После урока

Зима

11-ОКС, мкг/мл

 

 

0,151±0,0124

0,218±0,0354

0,211±0,0314

0,238 ± 0,029

Гистамин, мкг/мл

 

 

0,201±0,0464

0,244±0,0395

0,241 ± 0,0345

0,258±0,061

Серотонин, мкг/мл

 

 

0,276±0,042

0,189 ± 0,038

0,305±0,033

0,227±0,062

Весна

11-ОКС, мкг/мл

0,228±0,0233

0,387±0,0283*

0,254±0,01634

0,389±0,03234*

0,372±0,03834

0,334±0,0463

Гистамин, мкг/мл

0,378±0,0523

0,388 ±0,0433

0,310 ± 0,02834

0,305±0,0363

0,318±0,0423

0,329±0,0473

Серотонин, мкг/мл

0,116±0,0143

0,120 ± 0,0073

0,235±0,018

0,187 ± 0,040

0,363±0,027

0,318±0,039

Осень

11-ОКС, мкг/мл

0,102±0,0173

0,133±0,0503

0,160±0,0143

0,203±0,0253

0,180±0,0243

0,212±0,0283

Гистамин, мкг/мл

0,120±0,0163

0,208 ±0,0633

0,131 ± 0,0223

0,140±0,02935

0,133±0,03335

0,165±0,0643

Серотонин, мкг/мл

0,339±0,0463

0,357 ± 0,0433

0,216±0,021

0,165±0,029

0,292±0,061

0,252±0,044

Примечание: * - результаты до и после урока статистически достоверны (Р<0,05); 3 - различия результатов осенью и весной статистически достоверны (Р<0,05); 4 - различия результатов весной и зимой статистически достоверны (Р<0,05); 5 - различия результатов зимой и осенью статистически достоверны (Р<0,05).

Табл. 2. Изменение биохимических показателей у школьников вечернего типа в различные сезоны года при работе за компьютером

 

Вечерний тип

6-е классы

8-е классы

10-е классы

До урока

После урока

До урока

После урока

До урока

После урока

Зима

11-ОКС, мкг/мл

 

 

0,225 ± 0,054

0,291±0,039

0,268±0,025

0,281±0,0294

Гистамин, мкг/мл

 

 

0,191±0,0284

0,227±0,0164

0,214 ± 0,03645

0,226 ± 0,031

Серотонин, мкг/мл

 

 

0,279±0,0435

0,187±0,017

0,296 ± 0,063

0,225 ± 0,057

Весна

11-ОКС, мкг/мл

0,294±0,0183

0,221±0,025*

0,311 ± 0,0403

0,213±0,025*

0,303±0,037

0,361±0,02534

Гистамин, мкг/мл

0,401±0,0473

0,418 ±0,0333

0,314 ± 0,02634

0,308±0,03134

0,349 ± 0,04634

0,312±0,0403

Серотонин, мкг/мл

0,095±0,0143

0,180 ± 0,0343*

0,157±0,013

0,246±0,022*

0,266±0,043

0,332±0,032

Осень

11-ОКС, мкг/мл

0,134±0,0143

0,153±0,046

0,169±0,0303

0,196±0,038

0,249 ± 0,037

0,250±0,0413

Гистамин, мкг/мл

0,126±0,0243

0,206 ± 0,0363

0,140 ± 0,0193

0,173±0,0273

0,101 ± 0,02535

0,141 ± 0,0393

Серотонин, мкг/мл

0,293±0,0393

0,406 ± 0,0363*

0,182±0,0215

0,249±0,021*

0,274±0,049

0,258 ± 0,044

Примечание: * - результаты до и после урока статистически достоверны (Р<0,05); 3 - различия результатов осенью и весной статистически достоверны (Р<0,05); 4 - различия результатов весной и зимой статистически достоверны (Р<0,05); 5 - различия результатов зимой и осенью статистически достоверны (Р<0,05).


соответственно. Весной начальная и конечная концентрации гистамина у школьников 6-х и 8-х и 10-х классов утреннего биоритмологического типа оказались выше осенних в 3.1, 1.9 и 2.4, 2.2 и 2.4, 2.0 раза соответственно, аналогично у учащихся 6-х и 8-х и 10-х классов вечернего биоритмологического типа начальная и конечная концентрации гормона были выше чем осенью в 3.2, 2.0 и 2.2, 1.8 и 3.4, 2.2 раза соответственно (см. табл. 1, 2).

Зимой и осенью у всех испытуемых значительного изменения концентрации 11-ОКС после урока информатики не происходило. Весной у шестиклассников и восьмиклассников утреннего типа после работы за компьютером происходило увеличение концентрации 11-ОКС на 41% и 35%, а у шестиклассников и восьмиклассников вечернего типа, наоборот, происходило уменьшение концентрации гормонов на 25% и 32% соответственно. Необходимо отметить, что зимой у учеников 8-х и 10-х классов утреннего биоритмологического типа начальная концентрация 11-ОКС была ниже весенней на 41% и 43% соответственно. Осенью у школьников 6-х и 8-х и 10-х классов утреннего типа начальная и конечная концентрации 11-ОКС оказались ниже чем весной в 2.2, 2.9 и 1.6, 1.9 и 2.1, 1.6 раза соответственно, аналогично, у шестиклассников и восьмиклассников вечернего типа начальная концентрация кортикостероидов оказалась ниже весенней в 2.2 и 1.8 раза соответственно.

2.2. Обсуждение результатов

Повышение  содержания  серотонина  у  школьников младших классов вечернего биоритмологического типа после работы за компьютером, может свидетельствовать об эмоциональном напряжении учащихся. Экспериментально подтверждено, что формирование эмоционального состояния связано с серотонинергической системой [10]. Низкий уровень серотонина у шестиклассников весной может говорить о развитии у них утомления к концу учебного года. Весеннее понижение уровня 11-ОКС после работы за компьютером у шестиклассников и восьмиклассников вечернего типа свидетельствует о снижении резервных возможностей гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы [2]. Весеннее повышение содержания 11-ОКС у учеников 6-х и 8-х классов утреннего типа после работы за компьютером говорит об активации у них потенциала гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. По данным из литературных источников известно, что гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система играет существенную роль в адаптации организма к условиям окружающей среды [3]. В целом для всех испытуемых весенний период характеризуется повышением активности эндокринных систем, ответственных за адаптацию организма, ослабленного к концу учебного года.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Биологические и иммунологические методы оценки регулирующих систем организма. - Куйбышев: Изд-во СамГУ, 1999. - 246 с.
  2. Васильева Т.И. Индивидуальные особенности адаптационных реакций школьников в условиях работы с персональным компьютером: Автореф. Дис. ... канд. биологических наук: 03.00.13 / Самарский государственный университет. - Самара, 2006. - 19 с.
  3. Виру А.А. Гормональные механизмы адаптации и тренировки. - Ленинград: Наука, Медицинское отделение, 1981. - 156 с.
  4. Воронцов М.П., Михеев В.В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы девушекподростков, обучающихся в техническом училище // Гигиена и санитария. - 1980. - №2. - С.33.
  5. Григорьев Ю.Г., Лукьянова С.Н., Григорьев О.А. и др. К оценке опасности ЭМП, генерируемого видеомонитором (исследования в условиях кратковременной работы оператора на ПК) // Радиационная биология. Радиоэкология. 1996. Т.36. Вып.5. С.738-746.
  6. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье. -  М.: Советский спорт, 1995. - 261с.
  7. Денисов Л. А. Оpганизация социальногигиенического монитоpинга в Зеленогpаде // Гигиена и санитария. - 2000. №4. С. 47.
  8. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. - М.: Медицина, 1989. - 224 с.
  9. Фролов Ю.П. Математические методы в биологии: ЭВМ и программирование. - Самара: Изд-во СамГУ, 1997. - 265 с.
  10. 1Ellison G.D. Behaviour and the balance between norepinephine and serotonin // Acta neurobiol. exp. 1975. v. 35. 5-6. P. 499.

Библиографическая ссылка

Сокотун С.А. ИЗМЕНЕНИЯ БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ БИОРИТМАМИ В ПЕРИОД ИХ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 4. – С. 8-10;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13520 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674