Для модели поведения на рынке фирмы-оператора сотовой связи формулируется и решается задача оценивания положения компании на рынке, в том числе и с целью прогнозирования состояния рынка сотовой связи. Модель учитывает наличие компаний-конкурентов, а также параметры, влияющие на выбор потенциальными абонентами той или иной компании.
Построена модель функционирования сотовой компании в условиях конкуренции [1, 2] и изменяющейся рыночной ситуации (фактически, модель рынка сотовой связи), имеющая вид:
(1)
где - количество абонентов компании;
- количество абонентов у сотовой компании-конкурента;
- количество потенциальных абонентов, понимающих, что тариф, предлагаемый конкурентом, лучше; N - общее число потенциальных абонентов в регионе;
,
- ошибка, характеризующая расхождение уравнений модели и реальной динамики изменения количества абонентов;
- коэффициент, отражающий качество сотовой связи компании;
,
,
- некоторые постоянные (известные);
,
- параметры, учитывающие влияние рекламы, тарифов, особенности поведения людей и т.д. на выбор компании - оператора сотовой связи; T - период дискретизации (интервал времени, с которым поступает информация о количестве новых абонентов; в данном случае равен одному дню);
.
Уравнения информационной системы компании, наблюдающей за состоянием рынка сотовой связи, имеют вид
, (2)
где ,
- ошибки измерения (ошибки в определении) количества подключений к услугам компании и конкурента соответственно за k-й период времени.
Приводится решение задачи оценивания состояния и параметров методами калмановской фильтрации и методами минимаксного оценивания. Показано, что применение предложенных алгоритмов позволяет повысить точность оценок состояния и ряда параметров в несколько раз.
Кроме того, рассматривается случай, когда данные по компании-конкуренту поступают с меньшей частотой, чем данные по своей компании, а также с некоторым запаздыванием. Это в большей степени соответствует реальности, что обусловлено сложностью получения оперативных данных о состоянии конкурента. Другими словами, величина измеряется нерегулярно и эти измерения соответствуют некоторому моменту времени в прошлом.
Для организации решения задачи оценивания в данных условиях предлагается следующий подход. При поступлении в момент времени очередных данных о величине
, соответствующих моменту времени t, необходимо вернуть фильтр в состояние, соответствующее этому моменту времени и сделать итерацию фильтра, учитывающего поступившее измерение. Т.к. на данной итерации имеется информация не только о количестве абонентов компании, но и конкурента, то уравнения информационной системы имеют вид (2). В остальных случаях доступная информация ограничивается только величиной
. Т.е. фактически используется два фильтра. Показывается, что применение данного подхода позволяет в несколько раз повысить точность прогнозирования состояния рынка сотовой связи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- А.Б. Блинов, А.И. Коблов, В.И. Ширяев. Модели поведения абонентов на конкурентном рынке // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 2. - М.: ЦЭМИ РАН, 2004. с. 31-32.
- Ширяев В.И., Смолин В.В. Оценивание и прогнозирование состояния и параметров компании сотовой связи // Материалы третьей междисциплинарной конференции ("НБИТТ-21"). Петрозаводск, 21-23 июня 2004. - С.84-85.
Библиографическая ссылка
Смолин В.В. ОЦЕНИВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ СОТОВОЙ СВЯЗИ // Успехи современного естествознания. 2004. № 10. С. 60-61;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13589 (дата обращения: 19.05.2025).