Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КАК ГЕОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Цветков В.Я Кужелев П.Д..
Железная дорога представляет собой геотехническую систему (ГТС),  активно взаимодействующую с внешней средой и решающую важные экономические и социальные задачи страны.

Состояние любой ГТС определяется двойственностью ее взаимодействия с окружающей средой. С одной стороны, имеет место воздействие природного окружения на ГТС, с другой стороны - воздействие ГТС на окружающую среду. Последнее иногда называют антропогенным воздействием, имея ввиду воздействие человека на природу через ГТС.

Особенность исследования железной дороги как геотехнической системы заключается в совокупности следующих концепций.

  1. ЖД рассматривается с позиций оптимальности потребления ресурсов и степени достижения поставленных целей с учетом воздействия внешней среды.
  2. Необходимо  комплексно рассматривать внутренние факторы развития ЖД   и внешние факторы изменения окружающей среды, воздействующие на ЖД.
  3. ЖД  рассматривается  как  открытая  геотехническая система, следовательно, факторы, характеризующие ее  внутреннюю  структуру и факторы  внешней среды взаимосвязаны.
  4. ЖД - динамически развивающаяся и адаптируемая к условиям внешней среды система. Следовательно, необходимо учитывать временной фактор в малом и в большом.
  5. В соответствии с различными стадиями жизненного цикла, в которых может пребывать ЖД, необходимо рассматривать три основные группы целей ее развития:
    • цели, связанные с ростом;
    • цели, связанные с устойчивостью состояния;
    • цели, сопряженные с сокращением текущих затрат.
  6. Снятие информационной неопределенности ЖД как ГТС возможно только на основе непрерывного мониторинга.
  7. Для комплексного управления необходимо построение информационной модели ЖД, а так как это сложная ГТС, то необходим комплекс связанных моделей.

В соответствии с рассмотренными концепциями, исследование взаимодействия природных факторов и ЖД на всех стадиях ее создания и эксплуатации, должно обеспечиваться интегрированным подходом, формирующим информационную основу разработки управленческих мероприятий по экологической безопасности природы и общества при оптимизации транспортных потоков.

Общепризнанным является положение о том, что обеспечение управления и комплексной безопасности эксплуатации геотехнических систем (включая железные дороги) базируется на всестороннем изучении прямых и обратных связей объекта управления с внешней средой.

Отсюда вытекает необходимость применения ГИС как наиболее интегрированной информационной системы, обеспечивающую такую многосторонность и работающую с геоданными.

Следует остановиться на понятии геоданных так в литературе их интерпретируют по разному, несмотря на довольно четкое определение [1]

Для понимания геоданных необходимо обратиться к слову «гео». Гео [1] (от греч. ge Земля), часть сложных слов, означающая: относящийся к Земле, к ее изучению. С этим понятием связан ряд наук, в состав которых «гео» формально и содержательно входит как составная часть (геометрия, геодезия, география, геология, геодинамика, геоинформатика, геоматика,  геомаркетинг и др.).

С этим понятием связан ряд наук, в состав которых "гео" в явном виде не входит, но входит содержательно (транспортные сообщения и перевозки, архитектура, ландшафтная архитектура, землеведение, землепользование, кадастр, управление недвижимостью, распределенные системы, логистика, космические исследования, фотограмметрия, картография, мировая экономика, социальные процессы, развитие человеческого общества и др.).

Таким образом, области, на которые распространяется содержательная часть «гео», приводит к понятию геоданных.

Геоданные   - тематические, временные и пространственные данные, отражающие свойства объектов, процессов и явлений, происходящих на Земле. Следует подчеркнуть, что тематические данные составляют подавляющее большинство в общем объеме геоданных.

Геоданные содержат данные о предметах, формах территории и инфраструктуре объектов  на поверхности Земли, причем как существенный элемент в них должны обязательно присутствовать пространственные отношения.   Геоданные описывают объекты, через их положение в пространстве непосредственно (координатами) или косвенно (связями).

Таким образом, для исследования и управления железной дорогой необходим комплексный учет и мониторинг геоданных, связанных с ней.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Геодезия, картография, геоинформатика, кадастр: Энциклопедия. В 2-х т. /Под ред. А.В. Бородко, В.П. Савиных. - М.: ООО «Геодезкартиздат», 2008. - Т. I   - 496 с


Библиографическая ссылка

Цветков В.Я, Кужелев П.Д.. ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КАК ГЕОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 4. – С. 52-52;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13867 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674