Состояние любой ГТС определяется двойственностью ее взаимодействия с окружающей средой. С одной стороны, имеет место воздействие природного окружения на ГТС, с другой стороны - воздействие ГТС на окружающую среду. Последнее иногда называют антропогенным воздействием, имея ввиду воздействие человека на природу через ГТС.
Особенность исследования железной дороги как геотехнической системы заключается в совокупности следующих концепций.
- ЖД рассматривается с позиций оптимальности потребления ресурсов и степени достижения поставленных целей с учетом воздействия внешней среды.
- Необходимо комплексно рассматривать внутренние факторы развития ЖД и внешние факторы изменения окружающей среды, воздействующие на ЖД.
- ЖД рассматривается как открытая геотехническая система, следовательно, факторы, характеризующие ее внутреннюю структуру и факторы внешней среды взаимосвязаны.
- ЖД - динамически развивающаяся и адаптируемая к условиям внешней среды система. Следовательно, необходимо учитывать временной фактор в малом и в большом.
- В соответствии с различными стадиями жизненного цикла, в которых может пребывать ЖД, необходимо рассматривать три основные группы целей ее развития:
- цели, связанные с ростом;
- цели, связанные с устойчивостью состояния;
- цели, сопряженные с сокращением текущих затрат.
- Снятие информационной неопределенности ЖД как ГТС возможно только на основе непрерывного мониторинга.
- Для комплексного управления необходимо построение информационной модели ЖД, а так как это сложная ГТС, то необходим комплекс связанных моделей.
В соответствии с рассмотренными концепциями, исследование взаимодействия природных факторов и ЖД на всех стадиях ее создания и эксплуатации, должно обеспечиваться интегрированным подходом, формирующим информационную основу разработки управленческих мероприятий по экологической безопасности природы и общества при оптимизации транспортных потоков.
Общепризнанным является положение о том, что обеспечение управления и комплексной безопасности эксплуатации геотехнических систем (включая железные дороги) базируется на всестороннем изучении прямых и обратных связей объекта управления с внешней средой.
Отсюда вытекает необходимость применения ГИС как наиболее интегрированной информационной системы, обеспечивающую такую многосторонность и работающую с геоданными.
Следует остановиться на понятии геоданных так в литературе их интерпретируют по разному, несмотря на довольно четкое определение [1]
Для понимания геоданных необходимо обратиться к слову «гео». Гео [1] (от греч. ge Земля), часть сложных слов, означающая: относящийся к Земле, к ее изучению. С этим понятием связан ряд наук, в состав которых «гео» формально и содержательно входит как составная часть (геометрия, геодезия, география, геология, геодинамика, геоинформатика, геоматика, геомаркетинг и др.).
С этим понятием связан ряд наук, в состав которых "гео" в явном виде не входит, но входит содержательно (транспортные сообщения и перевозки, архитектура, ландшафтная архитектура, землеведение, землепользование, кадастр, управление недвижимостью, распределенные системы, логистика, космические исследования, фотограмметрия, картография, мировая экономика, социальные процессы, развитие человеческого общества и др.).
Таким образом, области, на которые распространяется содержательная часть «гео», приводит к понятию геоданных.
Геоданные - тематические, временные и пространственные данные, отражающие свойства объектов, процессов и явлений, происходящих на Земле. Следует подчеркнуть, что тематические данные составляют подавляющее большинство в общем объеме геоданных.
Геоданные содержат данные о предметах, формах территории и инфраструктуре объектов на поверхности Земли, причем как существенный элемент в них должны обязательно присутствовать пространственные отношения. Геоданные описывают объекты, через их положение в пространстве непосредственно (координатами) или косвенно (связями).
Таким образом, для исследования и управления железной дорогой необходим комплексный учет и мониторинг геоданных, связанных с ней.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Геодезия, картография, геоинформатика, кадастр: Энциклопедия. В 2-х т. /Под ред. А.В. Бородко, В.П. Савиных. - М.: ООО «Геодезкартиздат», 2008. - Т. I - 496 с
Библиографическая ссылка
Цветков В.Я, Кужелев П.Д.. ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КАК ГЕОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 4. – С. 52-52;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13867 (дата обращения: 23.11.2024).