Целью настоящей работы явилась оценка показателей системы кровообращения у подростков 13-14 лет, обучающихся в общеобразовательной школе, с учетом стадии полового созревания. О состоянии сердечнососудистой системы судили по частоте сердечных сокращений и величине артериального давления с последующим вычислением ударного объема и минутного объема кровотока. Для оценки степени биологической зрелости в работе использованы схемы, предложенные В.В. Бунаком (1941). Вторичные половые признаки оценивались пятибальной шкалой, предложенной J.M.Tanner (1981). Исследование проводились в I (октябрь), во II (конец ноября -начало декабря) и в IV четверти (апрель).
При исследовании функциональных показателей системы кровообращения организма мальчиков-подростков обращает на себя внимание тот факт, что у учащихся из общеобразовательной школы гемодинамические показатели в течение учебного года стабильны. Отмечается только лишь тенденция к снижению ЧСС у школьников в обеих возрастных группах (13 и 14 лет). Однако у девочек относительно стабильные показатели гемодинамики отмечаются лишь у 14-летних. У 13-летних девочек в течение учебного года САД снижается (р<0,01), а СО возрастает (р<0,05).
Исследование функциональных показателей организма мальчиков проводили у 13-летних подростков, находящихся на I и II стадии, и у 14-летних - с III и IV стадией, у девочек 13 лет, находящихся на II и III стадии, у 14-летних - на III и IV стадии полового созревания.
У 13-летних мальчиков, достигших I стадии биологического развития, гемодинамические показатели на протяжении учебного года относительно стабильны. У из сверстников, находящихся на II стадии, отмечается повышение диастолического давления (р<0,05), а величина МОК в IV четверти (по сравнению с I) снижается (р<0,05). В группе 14-летних мальчиков, находящихся на III стадии полового созревания, в период с I до II четверти исследуемого учебного года отмечается увеличение ДАД (р<0,05); со II по IV четверти ДАД также увеличивается (р<0,05), а СО падает (р<0,05). У мальчиков 14 лет с IV стадией полового развития в течение учебного года отмечается лишь тенденция к урежению пульса.
В группе 13-летних девочек, находящихся на II стадии полового созревания, отмечается также тенденция к снижении частоты сердечных сокращений. У 13-летних с III стадией биологического созревания наблюдается понижение ДАД (р<0,05) и увеличение систолического объема (р<0,05). При этом в IV четверти (по сравнению с I) отмечается тенденция к снижению ЧСС. В группе девочек 14 лет, достигших III стадии полового развития, отмечена тенденция к увеличению систолического артериального давления. У их сверстниц с IV стадией биологического развития гемодинамические показатели на протяжении учебного года стабильны.
Таким образом, напряжение в функционировании сердечнососудистой системы отмечается у мальчиков 13 лет со со II стадией биологического развития и у 14-летних с III стадией и у девочек 13 лет с III стадией биологического развития.
Библиографическая ссылка
Н.К.Гайнананова, А.С.Казызаева ОСОБЕННОСТИ ГЕМОДИНАМИКИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ // Успехи современного естествознания. – 2002. – № 5. – С. 24-25;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=14562 (дата обращения: 03.12.2024).