В последние годы в России отмечается обострение вопросов, связанных с организацией и планированием производственной и экономической деятельности учреждений здравоохранения. Социально-экономический кризис, сочетающийся с политической и экономической нестабильностью, в стране, падением производства и уровня жизни населения, усугубляет рост социальной напряженности и сложное положение, сложившееся в здравоохранении за последнее десятилетие.
Ситуация, в которой оказалось современное российское здравоохранение, во многом является следствием значительной статичности прежней советской системы здравоохранения, не имевшей возможности реагировать на изменения, происходящие как в общественном здоровье, так и в социальной, экологической и экономической областях. Одним из путей решения поставленной проблемы в настоящее время является переход к системе обязательного медицинского страхования (ОМС).
Переход к системе обязательного медицинского страхования предопределяет новую систему управления медицинским учреждением, основу которой составляют экономические методы, и ставит перед руководителями служб здравоохранения, лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) задачу внедрения таких методов управления таким образом, чтобы средства ОМС, в конечном итоге, превратились из бюджетодополняющих в бюджето-заменяющие.
Основу экономических методов управления медицинским лечебным учреждением составляет оперативное обеспечение органов управления полной и достоверной информацией. Особенно актуальна реализация эффективных экономических методов управления для основного звена системы здравоохранения - лечебно-профилактических учреждений, которая невозможна в настоящее время без использования современных информационных технологий комплексного управления ЛПУ.
В системе информационного обеспечения одним из важнейших источников является управленческий учет. В здравоохранении переход к системе ОМС и новым экономическим методам управления привел к качественной реорганизации управленческого учета медицинских учреждений. Наиболее слабым звеном здесь является состояние информационно-технологического обеспечения управленческого учета в медицинских учреждениях.
Поскольку обоснованность принимаемых врачом решений в значительной степени определяется уровнем компетентности и добросовестности, необходимо предоставить персоналу оперативный доступ к полной, достоверной и своевременной информации (стандарты, руководства, тарифы, методики, показатели деятельности и др.) и обеспечить заинтересованность в ее использовании.
В настоящее время финансирование Курского областного кожно-венерологического диспансера осуществляется из трех источников:
- средства, выделяемые из городского бюджета
- средства, выделяемые Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС)
- средства, полученные КОКВД за предоставление платных медицинских услуг населению города.
Наличие нескольких источников финансирования приводит к значительному увеличению документооборота в учреждении и усложнению бухгалтерского и управленческого учета.
Вследствие этого, первоочередной задачей автоматизации управленческого учета, является разработка информационной системы, реализующей решение статистических, экономических и бухгалтерских задач, организацию обработки статистической, бухгалтерской, экономической, кадровой информации, хранение данных и выдачу оперативной информации.
Проведенный анализ функционирования Курского областного кожно-венерологического диспансера, позволил разработать информационную систему поддержки управленческого учета (ИСПУУ), которая предназначена для организации высокотехнологического процесса по регистрации и учету пациентов, лечению, ведению финансовых расчетов и статистической отчетности, а также формирования базы всей предыстории лечения пациента. Система выполняет следующие функции по управлению лечебно-профилактическим учреждением: сбор и накопление информации о пациенте; ведение документации; хранение и поиск информации; анализ базы данных; помощь в принятии клинических, финансовых и управленческих решений.
ИСПУУ является открытой системой (с точки зрения возможностей расширения ее функциональных и технических характеристик) и состоит из различных подсистем, автоматизированных рабочих мест специалистов, прикладных программ, автоматизирующих деятельность подразделений КОКВД и взаимоувязанных едиными информационными потоками. Конфигурация комплекса легко адаптируется к изменениям в условиях функционирования лечебного учреждения.
В программном комплексе в силу его открытости предусмотрена возможность интеграции с любыми новыми рабочими местами, имеющих собственное программное обеспечение, что позволяет эффективно использовать уже имеющиеся наработки в ЛПУ и конвертации любых имеющихся данных в общее информационное пространство системы. Такой подход обеспечивает гибкость адаптации ИСПУУ и обеспечивает простоту ввода изменений.
ИСПУУ легко наращивается и может внедряться поэтапно с постепенным добавлением новых задач в единую работающую систему. Она позволяет формировать новые формы отчетности медицинскими работниками ЛПУ без помощи технических специалистов организации-разработчика. ИС-ПУУ обеспечивает связь с внешними информационными системами при помощи электронных данных стандартных форматов на магнитных носителях или по информационным телекоммуникационным каналам.
Технически медицинская информационная система поддержки управленческих решений реализуется на персональных компьютерах, объединенных в локальную вычислительную сеть. Количество рабочих мест определяется структурой лечебного учреждения и принятой технологией обработки входящей и исходящей информации.
Особенностью предлагаемой ИСПУУ является то, что она:
- позволяет использовать любую уже имеющуюся технику в лечебном учреждении;
- имеет высокую защиту от потери или частичного разрушения информации;
- обладает дружественным интерфейсом пользователя, позволяющим внедрять его без разрушения сложившейся технологии и организации работ в ЛПУ;
- является многоплатформенной разработкой и может функционировать в среде различных операционных систем;
- имеет высокую систему защиты от несанкционированного доступа через многоуровневый комплекс паролей;
- рассчитана на эксплуатацию и сопровождение пользователями с минимальным объемом знаний в вычислительной технике.
Функционально ИСПУУ состоит из базы данных реляционного типа, размещенной на выделенном файл-сервере и автоматизированных рабочих мест (АРМ). Структура предлагаемой ИС представлена на рисунке 1. Наличие двух сетевых коммутаторов объясняется территориальной разделенностью административного корпуса и поликлинического отделения, и необходимостью прокладки кабеля локальной вычислительной сети вне помещений. Совмещение файл-сервера базы данных и АРМ кассира обусловлено требованиями безопасности, предъявляемыми к организации и построению подобных ИС. Согласно этим требованиям файл-сервер БД необходимо разместить в отдельном изолированном помещении с выделенной линией электропитания и источником бесперебойного питания. Круг лиц, имеющих доступ к файл-серверу БД должен быть ограничен и регламентирован. Этим требованиям в нашем случае наиболее удовлетворяет помещение кассы.
Внедрение информационной системы поддержки управленческого учета в КОКВД позволяет добиться существенного повышения эффективности использования коечного фонда, оперативно анализировать информацию о работе КОКВД, принимать управленческие решения, что в свою очередь приводит к результативности влияния на процессы реструктуризации и повышения эффективности функционирования медицинского учреждения в целом.
Рис. 1. Структура информационной системы поддержки управленческого учета КОКВД.
Библиографическая ссылка
М.И.Лукашов, С.Ю.Сазонов ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА БАЗЕ КУРСКОГО ОБЛАСТНОГО КОЖНО-ВЕНЕРОЛОГИЧЕСКОГО ДИСПАНСЕРА // Успехи современного естествознания. – 2002. – № 5. – С. 40-44;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=14572 (дата обращения: 23.11.2024).