Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Интеллектуальный потенциал школьников республики Тыва

Дубровский Н.Г. Ондар У.Н. Филлипов Р.А.
В настоящее время образовательное пространство в Туве составляют  Тывинский государственный университет с педагогическим колледжем, сеть специализированных училищ (медицинское, профессионально-технические) и новые филиалы Российских университетов (ХакГУ, РГУ и др.). Кроме 260 общеобразовательных школ, в республике функционируют инновационные учреждения школьного типа - лицеи и гимназии. Интерес вызывает опыт школы «Интеллект», Республиканского, городского, юридического, университетского лицеев и др. На наш взгляд, в условиях модернизации образования в стране, они давно успешно работают в области образовательных технологий и ведут собственный поиск. Отметим, что преимущество первых двух лицеев в том, что в профессорско-преподавательском составе работают квалифицированные специалисты и опытные преподаватели ТывГУ. В учебный процесс лицеев интегрированы научные знания, отлажено преподавание предметов математики, физики, биологии, химии, иностранных языков и др. Функционируют система «Интернет», специализированные учебные лаборатории и многое др.

В работе оценивали результаты вступительных испытаний школьников республики в Республиканский лицей (бывший Тувинско-Турецкий лицей) в 2000 году и обследования лицеистов на предмет IQ (intelligence quotient). В первом случае 6-классникам были предложены предметы технического, естественного и гуманитарного направлений: «Логика», «Математика»,«Русский язык и литература». За право продолжить образование в лицее соревновались учащиеся школ столицы республики - г. Кызыла 1 (6.25%), №2 (3.26%), №3 (9.64%), №4 (0.54%), №5 (10.05%), №7 (1.49%), №8 (0.54%), №9 (3.39%), №11 (2.30%), №12 (1.49%), №14 (0.67%), городского лицея №15 (3.26%), а также из других городов Ак-Довурака (9.37%), Чадана (6.79%), Шагонара (6.25%) и Хову-Аксы (2.71%). Кожууны были представлены наибольшим количеством школьников из Каа-Хема (9.78%), Тес-Хема (5.43%) и др., до представителей отдалённых местностей - Монгун-Тайги (0.67%), Тоджи и Кунгуртуга (по 0.13%).

По сумме набранных баллов учащиеся разделились на 3 группы: «сильных», «средних» и «слабых». Среди экзаменующихся в I-ю группу попали учащиеся школ №1 (66.7%), №3 и №5 (по 55.5%), Шагонара (38.9%), Ак-Довурака, Сарыг-Сепа и Сукпака (по 27.8%). Во второй кроме названных школ, лидировали учащиеся школ №2, №7, № 9, № 11 и № 15, а также г. Чадана. В географии третьей группы были представлены почти все школы города и в единичных случаях, учащиеся из поселковых и сельских школ республики.

Сравнивали результаты показателей IQ у лицеистов-одиннадцатиклассников и студентовпервокурсников факультета ЕГФ в начале текущего года. Следует отметить, что большинство студентов  представляли  кожууны  республики (78%).  Средний показатель IQ лицеистов превышал значение такового в группе студентов в 3, в отдельных случаях - 7 раз. Рекомендовано в системе изучение предметов «Логики», широкое внедрение «Технологии» в школах и вузах республики, регулярное тестирование на IQ.


Библиографическая ссылка

Дубровский Н.Г., Ондар У.Н., Филлипов Р.А. Интеллектуальный потенциал школьников республики Тыва // Успехи современного естествознания. – 2003. – № 7. – С. 46-46;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=14620 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674