Достижение требуемого результата в педагогике - процесс сложный и иногда трудно предсказуемый. Поэтому крайне необходимо создание педагогических технологий, раскрывающих всю систему работы с детьми, описывающих в деталях мероприятия, и которые могут воспроизводиться с достаточной точностью. Мы согласны с мнением С.Н. Николаевой (С.Н. Николаева,2000), которая полагает, что в настоящее время педагогические технологии разработаны преимущественно в области дидактического аспекта обучения школьников, планируемый результат процесса относится к когнитивному компоненту, и почти не затрагиваются другие аспекты развития личности. Отсутствует анализ построения педагогической технологии применительно к дошкольному детству, и в области непрерывного экологического образования на всех ступенях.
Технология - это система воспитательно-образовательной работы, нацеленная на достижение определенного конечного результата: формирования личности, обладающей экоцентрическим сознанием, понимающей меру своей ответственности за состояние среды обитания и саму жизнь на Земле. Технологический процесс осуществляется на двух уровнях. Первый из них связан с организационно-методический работой с коллективом педагогов, второй - с воспитательно-образовательной работой с дошкольниками. В работу с педагогическим коллективом в первую очередь входят:
- регулярные педагогические советы, семинары, деловые игры и тренинги, нацеливающие коллектив на достижение главной цели экологического образования - формирование экоцентрического сознания дошкольника и развитие его личности; раскрывающие пути достижения этой цели, конечный результат педагогического процесса, возрастные и индивидуальные особенности применяемых форм, методов, приемов работы;
- отработка на практических занятиях разнообразных форм работы с родителями;
- экологическое просвещение педагогического и семейного коллектива, диагностику уровня их экологического развития;
- создание развивающей экологической среды и некоторые другие мероприятия.
В систему любой технологии на уровне воспитательно-образовательной работы с дошкольниками должны входить:
- четкое календарное планирование любого материала применительно к изменениям сезонов года и народным праздникам;
- циклы наблюдений за объектами природы и моделирование наблюдаемых природных процессов;
- целенаправленная экологически значимая деятельность воспитателя совместно с детьми по созданию адекватных условий для обитателей уголка природы и участка детского сада;
- регулярное применение игровой деятельности в системе экологических воспитательнообразовательных мероприятий;
- проведение природоохранных мероприятий и экологических акций;
- элементарная научно-исследовательская работа;
- систематическое проведение экологических развивающих занятий;
- широкое использование детских познавательно-научных и художественных книг для углубленного понимания мира природы, воспитания к нему любви и ответственного отношения, изготовление самодельных книг (ширм, раскладушек, альбомов), посвященных миру природы;
- экологические праздники и развлечения,приуроченные к календарным датам;
- формирование экологической направленности, всестороннее развитие личности ребенка и его творческого потенциала.
Обязательным элементом каждой технологии является система диагностических карт, позволяющих оценить исходный и достигнутый уровни развития экоцентрического сознания, базирующегося на системе экологических знаний и отношений.
Ограниченность объема данной публикации заставляет нас остановиться на одном из аспектов технологии - экологических развивающих занятиях. Система занятий, на наш взгляд, должно отвечать определенным требованиям:
- экологические аспекты пронизывают всю систему занятий, независимо от того, на какую сторону развития личности оно нацелено;
- соответствует целям образовательным, развивающим и воспитывающим, способствуя формированию системы экологических знаний, практических навыков экологически целесообразной деятельности, умений применять полученные знания для решения новых задач, мотивационной сферы личности;
- сочетает максимально разнообразные формы работы и соответствует принципам экологического образования (интеграции, сочетания глобального и краеведческого подхода, обеспечения непрерывности и преемственности экологического образования между сопряженными ступенями, активности личности и другим);
- содержит максимально адекватные современным научным данным биологические и экологические закономерности, предоставляя возможности для систематизации знаний об особенностях мира природы на доступном для дошкольников уровне;
- соответствует зоне ближайшего развития дошкольника.
Экологическое элементы должны включаться в каждое занятие, игру или прогулку, однако эти элементы могут располагаться в целях или средствах (например, при развитии математических представлений о форме или величине часто используются природные объекты). Однако необходимо использовать и особый тип - экологическое развивающее занятие, который бы был адекватен по целям и средствам задаче формирования экоцентрического сознания. Особенно важно такое сочетание в дошкольном возрасте, так как именно этот возраст является базой для заложения мотивационных основ образа мира и отличается широкими возможностями для экологического воспитания.
Все экологически развивающие занятия, на наш взгляд, можно разделить на несколько групп в зависимости от сочетаний целей, средств, особенностей деятельности педагогов и дошкольников и некоторых других параметров. Основные типы занятий приведены в таблице 1.
Предложенная типология отнюдь не ограничивает весь комплекс экологических развивающих занятий. Существуют и промежуточные, переходные варианты, однако в детском саду, на наш взгляд, целесообразно использовать предложенные типы, причем особенно перспективны монографические нетрадиционные занятия (номера с 5 по 12). Они наиболее ценны с точки зрения формирования любознательности, интереса к миру природы, закрепления и систематизации полученных знаний, развития художественно-эстетического вкуса и нравственности. Опыт работы воспитателей города Белгорода (Рязановой Р.Е., Старинковой С.В., Сычевой Е.И., Ярошевич Т.Я. и многих других) свидетельствует о важных функциях комплексных и игровых развивающих занятий в формировании экоцентрического сознания дошкольников. Особенно интересны с этой точки зрения игры-путешествия («Мир воды»), научные конференции («Белгородская степь»), станционная работа («В гостях у леса»), брейн-ринг («Наш дом - Природа»). Они способствуют расширению и углублению знаний о природе родного края, формированию психологической включенности в мир природы (игровая ситуация типа «Я - медведь» или написание письма от имени одуванчика), воспитанию любви к нему, а также развитию логического мышления, памяти, речи, творческого воображения ребенка; закреплению практических навыков изготовления изделий и т.д.
Таблица 1. Типология экологически развивающих занятий
Стандартность |
Структурные характеристики |
Дидактический тип |
Сочетание целей и средств |
||
Монографическое |
Экол. элем. в целях |
Экол. элем. в средствах |
|||
Стандартное |
Полиструктурное |
Комбинированное |
3 |
- |
1 |
Проблемная дискуссия (элементы) |
- |
4 |
- |
||
Моноструктурное |
Повторительно-обобщающее |
- |
2 |
- |
|
Практическое или лабораторное |
6 |
- |
- |
||
Экскурсия |
8 |
- |
- |
||
Проблемное драматизированное |
7 |
- |
- |
||
Творческая работа (исследовательский проект, опытническая работа) |
9 |
- |
- |
||
Нестандартное |
Моноструктурное |
Итоговое игровое |
11 |
- |
- |
Игровое |
12 |
- |
- |
||
Конструирование |
5 |
- |
- |
||
Полиструктурное |
Комплексное развивающее |
10 |
- |
- |
Таким образом, новые элементы современной педагогической технологии: нетрадиционные занятия, экологические проекты, элементарные исследования, экологические аукционы, родительские собрания в нестандартной форме (например, «Счастливый случай») и многие другие, помогают воспитывает любовь к родной природе, способствуют формированию целостной личности, обладающей экоцентрическим сознанием.
Библиографическая ссылка
Зерщикова Т.А. Новые педагогические технологии в формировании экоцентрического сознания дошкольников // Успехи современного естествознания. – 2003. – № 7. – С. 49-51;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=14624 (дата обращения: 03.12.2024).