По некоторым данным, т.н. максимальная аудитория Интернета в нашей стране в ноябре 2001 г. составляла 5,7 миллиона человек, а к 2002 г. увеличилась до 18,3 миллионов.
«Интернет одна из наиболее перспективных из имеющихся на сегодняшний день технических возможностей обеспечить межкультурное научное взаимодействие и сотрудничество» (П.Тейяр де Шардена, М. Коуэл, Л.И. Веккер)
В докладе будут приведены классификации способов общения в системе современных информационных технологий: высокоинтерактивные среды общения чаты и MUDs; низкоинтерактивные e-mail и телеконференции (в телеконференции и при общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата (IRC) и MUDs, где люди общаются online).
По количеству участников, вовлеченных в коммуникативный процесс, выделяют: 1) однонаправленную коммуникацию (объявления, реклама, отзывы и т.п.); 2) диалоговую коммуникацию, off-line и on-line (электронная почта, ICQ); 3) полилоговую коммуникацию off-line и on-line (конференции, чаты); 4) майевтическиорганизованные телекоммуникации в системе вузовского образования и науки (с использованием техники когнитивного конфликта применением развивающих стратегий воздействия)
В АГТУ, вошедшего в десятку лучших вузов России, ученые, используют телекоммуникации в реализации международных культурных проектов: «Еврокаспий», «ЕвроВолга», «ТемпусТасис» и более 83% сотрудников АГТУ используют Интернет для научных исследований и ведения деловой международной переписки.
Представлен социально-психологический и общепсихологический анализ процессуальной и структурной сторон коммуникативной деятельности в условиях использования в современных глобальных информационных технологиях: динамика развития процессов сигнификации в специфической системе внутриуровневых (информационных) преобразований детерминирована онтогенентически интериоризацией способов, средств общения, уровнем сформированности системы знаково-информационных обобщений у субъекта коммуникаций.
Адекватное восприятие и понимание человека человеком в условиях дистанционного, кросскультурного общения, понимания машины человеком, требует специальной организации перцептивной и интеллектуальной деятельности, предполагающей оптимизацию внешних и внутренних условий, ее обеспечивающих. Ретрансляция смыслового инварианта образа, решение научной проблемы (задачи) может быть осуществлена лишь при достижении психологической инвариантности в системе когнитивных, аффективных, праксических преобразований в структуре «субъект-субъектного» и «субъект-объектного» (человек-машина) информационного взаимодействия (на уровне «обмена» текстами).
С точки зрения семиотики, герминевтики, Интернет является виртуальной невербальной коммуникацией с ярко выраженной эмоциональной составляющей, реализующейся в тексте.
Наше исследования показали, что лишь гармоничное учакстие функциональных, операциональных, мотивационных механизмов коммуникативной деятельности обеспечивает продуктивное развитие человека и решение поставленных перед ним научных задач в условниях общения с компьютером в системе глобальных телекоммуникаций, идентификацию «образа другого» (партнера по общению, образа машины) социально детерминированными психологическими эталонами, сложившимися в практике мировой науки.
Актуальной является организация межкультурных исследований и научных программ с помощью системы сетевой идентификации (MUD): социальной, этноидентификационной, экзистенциальной, полоролевой.
Перспективной и мало разработанной в когнитивной психологии является проблема переработки информации в системе Интернет-2, располагающей возможностями аудиализации, визуализации, пользования интернет-кинематографом и компьютерным ТВ.
Особые социально-психологические возможности для организации комплексных межкультурных научных исследований представляют системы глобальных виртуальных и «научных» городов, виртуальны научных сообществ (Habitat и Minitel с участием около 20 тыс. субъектов).
В докладе предпринята попытка обобщения первого опыта2 организации эвристических исследований в вышеуказанных областях, представлен проксиметрический анализ коммуникативной деятельности на материале телекоммуникаций АГТУ3.
1 Гулина Е.А. Социально-психологические особенности получения высшего технического образования женщинами в полиэтнических регионах России (на примере Астраханского Государственного Технического Университета). - материалы конференции, Финляндия, Оулу. 2002 г.
Бочкарев Л.Л. Диагностические и развивающие технологии в практике вузовского образования. мультимедийный диск, Бостонский Университет -АГТУ, 2001.
Бочкарев Л.Л. Сравнительные дидактические возможности коллегиальной, модульной и моевтической моделей управления в вузе. по материалам Конференции АГТУ, 2002.
Библиографическая ссылка
Бочкарев Л.Л., Гулина Е.А. Социально-психологические возможности современных глобальных информационных наукоемких технологий // Успехи современного естествознания. – 2003. – № 9. – С. 65-66;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=14978 (дата обращения: 21.11.2024).