В общем виде качество образования это степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых образовательным учреждением услуг или степень достижения поставленных в образовании целей и задач. Понятие качества образования можно также рассматривать соответственно четырем общепринятым концепциям качества: соответствие стандарту (требованиям государственной аттестации и аккредитации), соответствие применению, соответствие стоимости, соответствие скрытым потребностям.
Ни для кого не секрет, что качество обучения выпускаемых вузами специалистов в нефтегазовой сфере оставляет желать лучшего. Нет должного уровня профессионального мастерства специалистов и качества их подготовки. Все дело в том, что у выпускников очень мало практических навыков. Ведь что такое навык? Это знания, доведенные до автоматизма
Если знания на лекциях и практических занятиях в нефтегазовых вузах мы еще даем, то производственную практику в настоящее время нет возможности. Программой предусмотрено ежегодное прохождение производственной практики, но прекрасно знаем, что добросовестно ее проходят минимум студентов. И на это есть множество причин: кто-то просто хочет съездить отдохнуть, кто-то не может устроиться, не хотят работать бесплатно и множество других причин. А специалист, у которого нет практических навыков, уже не специалист.
Необходимо обратить внимание на сам процесс подготовки специалиста в вузе. Вуз, как организация, обеспечивающая образовательный процесс, должен построить систему управления качеством по собственным критериям, учитывая при этом существующие внешние стандарты и ограничения. Основным при построении такой ситемы является ответ на вопрос: как правильно направить деятельность вуза при подготовке специалистов?
На основании выше изложенного, мы предлагаем создать в Нижневартовском филиале ТюмГНГУ «Учебно-производственный отдел».
Заведующий «УПО» будет связываться с предприятиями города (и не только), договариваться о прохождении практики студентами и заниматься распределением ребят. Это будет выгодно не только нашему вузу, но и предприятию на котором студенты будут проходить практику. Во-первых, ответственность за ребят будет нести ВУЗ, вовторых, у предприятия, будет возможность взять на работу, судя по практике, хорошего специалиста. Более того, прохождение практики лучше сделать еженедельным. В каждой группе один день недели выделяется для прохождения производственной практики, в этот день студент не учится, а отрабатывает полностью положенный КЗОТом рабочий день. Так, в течение года, студент получит намного больше навыков и умения, за неделю летней практики. В конце года проводится экзамен на рабочем месте, а в конце обучения, можно выдавать удостоверение о присвоение студенту квалификации и разряда.
Такой «УПО» может занимать уже и со школьниками и отбирать для поступления в Нижневартовский филиал ТюмГНГУ лучших.
Библиографическая ссылка
Белокурова Е.В. Повышение качества обучения специалистов нефтегазовой отрасли в Нижневартовском филиале ТюмГНГУ // Успехи современного естествознания. – 2003. – № 10. – С. 124-124;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15179 (дата обращения: 23.11.2024).