Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,736

Оценка эффективности маркетинга с использованием инструментов прикладной социологии

Молочников Н.Р. Сипливая З.Г.
Одним из методов оценки эффективности маркетинговой деятельности на предприятии является социологический, предполагающий использование инструментов прикладной социологии [1, 2, 3]. В этой связи разработка программы социологического исследования и непосредственное проведение самого исследования по данной проблеме представляет практический интерес.

Программа социологического исследования включает в себя изложение следующих вопросов: в методологической части - формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования (основных и дополнительных); в методической части- определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки.

Первая часть программы социологического исследования состоит из 6 разделов: определение проблемы; объект и предмет исследования; цель исследования; задачи исследования; логический анализ и операционализация основных понятий; выдвижение гипотез.

1.  Методологическая часть.

1.1.  Определение проблемы. В анализируемой организации возможно имеются проблемы со сбытом продукции. Это наталкивает на мысль о том, что маркетинговая деятельность является неэффективной; при этом не проводятся маркетинговые исследования, не определяются наиболее эффективные рынки сбыта продукции, недостаточно эффективно работает сбытовая сеть предприятия. Проведение оценки эффективности маркетинга может позволить выявить слабые места в этой области и устранить их, что, в конечном счете, положительно скажется на прибыли организации.

1.2.  Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является персонал анализируемой организации.

Предметом исследования являются мнения персонала по поводу эффективности маркетинговой деятельности организации.

1.3.  Цель исследования. Целью данного исследования является оценка эффективности маркетинговой деятельности организации и, на основе полученных результатов, разработка путей дальнейшего повышения эффективности маркетинга и производственной деятельности в целом.

1.4.  Задачи исследования. Для достижения цели и проверки сформулированных гипотез необходимо решить следующие задачи:

  • для основной гипотезы - выявить мнение персонала о необходимости применения маркетинга в организации, а также выявить степень уделяемого внимания руководства организации проблемам маркетинга;
  • для дополнительных гипотез - выявить степень соответствия организационной структуры, а также управленческих и производственных процессов концепции маркетинга, а также уточнить какие функции маркетинга выполняются и насколько они эффективны.

1.5.  Логический анализ и операционализация основных понятий. Логический анализ требует представления основных понятий

1.6.  Выдвижение гипотез. Основной гипотезой является предположение о том, что маркетинговая деятельность в анализируемой организации является неэффективной вследствие недостаточного внимания руководства предприятия к данной проблеме и как следствие - имеет место недостаточное финансирование маркетинговых мероприятий. Дополнительные гипотезы: маркетинговая деятельность не эффективна, так как организационная структура не соответствует концепции маркетинга, критерии соответствия управленческих и производственных процессов не отвечают требованиям концепции маркетинга, неэффективно используются системы ответственности за несоблюдение концепции маркетинга, не выполняется большинство специальных функций маркетинга.

2.  Методическая часть.

2.1  Определение выборочной совокупности. Объект исследования может быть охвачен полностью, то есть является тождественным генеральной совокупности.

2.2.  Методы сбора информации. Сбор первичной социологической информации осуществляется с помощью анкетирования. В специальной литературе не встречаются анкеты, касающиеся оценки эффективности маркетинга. В этой связи нами разработана собственная анкета, позволяющая выявить мнения персонала по данной проблеме.

2.3.  Обработка информации. Обработка полученной первичной социологический информации будет осуществляться с помощью ЭВМ.

Список использованной литературы

  1. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. -СПб.: Питер, 2001.
  2. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. -М.: Дело, 1995.
  3. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. -М.: Центр экономики и маркетинга. -Изд. 2-е, перераб. и доп., 2000.

Библиографическая ссылка

Молочников Н.Р., Сипливая З.Г. Оценка эффективности маркетинга с использованием инструментов прикладной социологии // Успехи современного естествознания. – 2003. – № 11. – С. 116-117;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15365 (дата обращения: 19.10.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074