Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Особая роль естественных монополий в период становления реформ в России

Романенко М. Б.
В настоящее время естественные монополии соединяют своими сетями всю страну и даже выходят за ее пределы как в случае с нефтепроводами, газопроводами, линиями электропередач. Субъекты естественных монополий (ЕМ) способствуют организации и поддержанию единого экономического пространства России.

До настоящего времени Российская экономика остается ориентированной на экспорт сырьевых ресурсов, который невозможен без мощной транспортной сети, прежде всего трубопроводного и железнодорожного транспорта.

Ключевая роль ЕМ в экономике России осознается руководством государства. В. Путин отмечал: «Рациональное регулирование деятельности естественных монополий это ключевой вопрос, так как именно они в огромной степени определяют всю структуру производственных и потребительских цен. А значит, влияют, таким образом, и на экономические, и на финансовые процессы и динамику доходов населения».1 Действительно, как показал опыт 1995-2000гг., субъекты ЕМ способны сыграть значительную отрицательную роль в ускорении темпов инфляции в экономике в целом, а также росте неплатежей.

В условиях низкого платежеспособного спроса, дефицита денежных средств, рост тарифов на услуги естественных монополий России становится фактором, способствующим снижению объемов производства во всех отраслях экономики страны, является мощным источником инфляции издержек. Так, по мнению председателя Роскомметаллургии С.Афонина, "сужение внутреннего рынка металлопродукции связано с резким удорожанием металла изза высоких тарифов на транспорт, электроэнергию, топливо, газ, которые в структуре затрат на металлопродукцию составляют 53,5% (в Германии, например, эти затраты не превышают 25% себестоимости листового проката)".

Предприятия субъекты ЕМ являются относительно стабильным источником рабочих мест и доходов для населения страны. Многие из них имеют и значительную по масштабам социальную инфраструктуру. Крупные корпорации субъекты естественной монополии являются бюджето-образующими для многих российских регионов и страны в целом. На предприятия топливно-энергетического комплекса приходится 2/3 налоговых поступлений в бюджет. "Газпром" является основным российским налогоплательщиком, который опережает Сбербанк (у него второе место) и дает четверть всех налогов, он возвращает 60% цены на газ государству через налоги.

Естественные монополии имеют структурообразующий характер для экономики страны. Используя преимущества своего монопольного положения на рынке, они могут вырабатывать стратегическую линию поведения на среднеи долгосрочную перспективу. Заключение долгосрочных соглашений между монополистическими производителями и интеграция монополий по производственной цепочке могут создать основу для роста внутреннего рынка и повысить инвестиционную привлекательность российской экономики. Практика глобальных альянсов, которая пока больше характерна для западных компаний может стать стратегическим направлением развития естественных монополий, что внесет элемент устойчивости и в тенденции регионального и государственного развития в целом. По мнению ряда российских экономистов, такие естественные монополии как ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", МПС по своим экономическим, техническим, организационным характеристикам все еще находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят. По существу, это хозяйственные структуры, которые при разумном к ним отношении могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего прорыва, но и позволить ей занять в 21 веке одно из ведущих мест в мире. То, что такие инфраструктурные отрасли продолжают успешно функционировать в тяжелейших условиях системного кризиса, объясняется не только тем, что они не успели подвергнуться "радикальному реформированию". Они представляют собой наиболее передовые в техническом, организационном отношении мощные вертикально интегрированные производственно-технические комплексы. Именно данная характеристика придает им значительный запас устойчивости. Естественные монополии следует рассматривать как наше национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире.

В настоящее время отсутствие продуманной государственной стратегии не позволяет естественным монополиям играть роль "локомотива" национальной экономики, они в основном выполняют функцию дотирования других отраслей и сфер хозяйства

Огромная социальная значимость отраслей естественных монополий, прежде всего железнодорожного и морского транспорта в системе жизнеобеспечения регионов страны, особенно отдаленных, превращает из деятельность в фактор национальной безопасности страны. За последние годы такие субъекты естественной монополии как ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», МПС стали мощной политической силой в политической жизни страны, имеют своих ставленников в рядах ведущих политиков России. Воспользуемся перечнем функций ЕМ, данным К.А.Янковским :

  1. производство жизненно важной для общества продукции;
  2. системообразующая и интегративная функция;
  3. стабилизирующая функция ;
  4. функция обеспечения национальной безопасности.

Приведенный перечень функций ЕМ достаточно полно отражает роль ЕМ в переходной экономике России.

Вторичные признаки естественных монополий, вытекающие из сущности явления естественной монополии, состоят в наличии больших невозвратных начальных вложениях в производство; высокой доле постоянных затрат и относительно низком уровне предельных затрат; высокой капиталоемкости производства; длительном сроке окупаемости капвложений; четкой территориальной определенности рынка; относительно низкой эластичности спроса на услуги ЕМ; способности в отсутствие механизмов, стимулирующих снижение издержек, нанести ущерб экономической системе в целом. Данные характеристики ЕМ требуют учета в процессе регулирования.

Перечисленные характеристики ЕМ, соединяясь со спецификой переходной экономики России, имеют следующие последствия: стремительный рост тарифов в условиях экономического спада, высокая доля транспортной составляющей в цене российских товаров; высокая степень износа основных фондов ЕМ; отсутствие бюджетного финансирования ЕМ; широкое применение перекрестного субсидирования; сращивание субъектов ЕМ с властью.

Субъекты ЕМ образуют производственную инфраструктуру экономической системы. Они являются одновременно элементами экономической системы, «носителями» материальных (вещественных и энергетических) и даже, в некоторой степени, информаци

онных потоков (предприятия электрической и почтовой связи) между всеми элементами экономической системы. Тем самым они во многом способствуют формированию функций и структуры экономической системы.

В условиях переходной экономики России роль ЕМ в экономической системе сводится к выполнению следующих основных функций: производство жизненно важной для общества продукции; системообразующая и интегративная функция; стабилизирующая (дестабилизирующая) функция.

Уникальная роль естественных монополий в экономической жизни современной России необходимо должна иметь своим следствием гораздо более значительное место, отводимое проблемам ЕМ, их регулирования в теории переходной экономики в отличие от традиционного, отводимого данной проблематике в Экономикс, где рассматриваются в основном стационарные рыночные экономики.


 Путин В.В. Взгляд в будущее.//Экономика и жизнь.2002. № 2

Библиографическая ссылка

Романенко М. Б. Особая роль естественных монополий в период становления реформ в России // Успехи современного естествознания. – 2003. – № 11. – С. 120-122;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15369 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674