Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Исследование "я-образа" студентов как инструмент мониторинга окружающей среды

среды Талалаева Г.В. Талалаева А.С. Чигвинцев П.В. Ясельская О.Ю. Кацман А.С.
Адаптация к быстро меняющейся среде обитания может осуществляться различными путями. Эволюционная экология описывает два возможных вектора развития организмов после устойчивого изменения условий среды обитания: прогресс и регресс. Как известно, биологический прогресс может осуществляться по одному из трех основных вариантов: по пути ароморфоза, идиоадаптации (аллогенеза) или общей дегенерации (катагенеза). Первый вариант реализуется за счет усиления дифференцировки организма и усложнения его функций; второй - за счет специализации отдельных функций при сохранении прежнего уровня организации организма; третий - за счет упрощения уровня сложности организации живой системы и перехода ее на паразитический образ жизни.

Мы полагаем, что приверженность ароморфозу или катагенезу находит свое отражение в социальном поведении людей. Мы считаем, что в стрессовых ситуациях психологическим аналогом ароморфоза является самосохраняющая, креативная позиция индивидуума, а психологическим аналогом катагенеза - его деструктивный стиль поведения. Между этими полярными позициями возможны разнообразные градации, которые, на наш взгляд, могут служить инструментом для оценки степени устойчивости индивида или группы людей в стрессовых условиях, а, следовательно, могут быть использованы для мониторинга адекватности окружающей среды потенциальным адаптивным возможностям человека. Известно, что в современных условиях среди представителей молодежи разных социальных групп присутствуют маргинальные тенденции, учащаются деструктивные формы социального и физиологического поведения; происходит глобальная смена ценностей и картины мира.

Наши предыдущие исследования (Г.В.Талалаева с соавт., 1999-2001) показали, что социальноэкологический стресс увеличивает представленность деструктивных паттернов поведения в структуре социальной адаптации пострадавших.

Данное сообщение продолжает тему, анализируя спектр моделей социального поведения у студентов Уральского государственного университета им. А.М.Горького (УрГУ). В ходе исследования были опрошены 243 студента в возрасте от 17 до 21 года. У 200 из них по специально разработанной анкете (дипломная работа А.С.Талалаева, 1999) была изучена мотивация на сохранение здорового образа жизни (ЗОЖ), иерархия жизненных ценностей и структура мотиваций. У 43 респондентов была измерена мотивация достижения успеха с помощью модифицированного опросника А.Мехрабиана [1]. Тест А.Мехрабиана дает возможность качественно определить индивидуальную принадлежность каждого из респондентов к активной (стремление к успеху) или к пассивной (избегание неудач) модели поведения, а также позволяет количественно ранжировать опрошенных по характеру их социальной активности и выделить группы лиц, обладающих сильной выраженностью мотива достижения успеха.

На основе полученных данных составлен групповой «Я-образ» уральских студентов. Как известно [2], язык образов, в том числе «Я-образ», является более сложным интегральным и структурированным феноменом, чем язык ощущений, эмоций и чувств. В него включены основные моменты стратегий социального поведения опрошенных, а именно: 1) предмет, на который направлены их усилия; 2) цель, ради которой эти усилия предпринимаются и 3) способ достижения желаемого. «Я-образ» не только характеризует стремление к самоактуализации. В определенной мере, «Я-образ» отражает эффективность взаимодействия респондентов с окружающей средой, отражает вектор их потенциального развития, и поэтому имеет определенное прогностическое значение.

Установлено, что по приверженности к здоровом образу жизни, по выраженности самосохраняющей стратегии поведения и по мотивации достижения успеха опрошенные студенты были неоднородной группой и достаточно различались между собой.

Более половины студентов 2-3-го курса университета испытывали психологический конфликт, так и не выбрав для себя окончательно стиль жизни и колеблясь между ЗОЖ и вредными привычками.

Важно отметить, что декларативно одобряемый стиль поведения не всегда совпадает с реальным образом жизни студентов. Около четверти респондентов оказались активными и последовательными сторонниками ЗОЖ: и в своих высказываниях, и на деле они воплощают в жизнь принципы ЗОЖ. Примерно такое же количество студентов являются убежденными противниками ЗОЖ.

Согласно проведенного теста с помощью опросника А.Мехрабиана, средний балл мотивации достижения по смешанной выборке испытуемых (14 юношей и 29 девушек) составил 141,2±6,5, что соответствует среднему уровню выраженности мотива достижения успеха.

Распределение мотивации по смешанной выборке испытуемых носит асимметричный характер (As=0,67 при Asкр=0,56). При этом большинство испытуемых (около 70%) обладает средним уровнем выраженности мотива достижения успеха. Количество испытуемых со средним уровнем выраженности мотива избегания неудач и сильным уровнем выраженности мотива достижения успеха приблизительно одинаково (15%), испытуемых с сильным уровнем выраженности мотива избегания неудач в выборке не оказалось. Существуют гендерные различия в характере распределения мотивации достижения успеха. Из четырех возможных градаций (сильная выраженность мотива избегания неудач, средняя выраженность мотива избегания неудач, средняя выраженность мотива достижения успеха и сильная выраженность мотива достижения успеха) среди девушек были представлены испытуемые с тремя видами мотивации: со средним уровнем выраженности мотива избегания неудач (21%); со средним уровнем выраженности мотива достижения успеха (72%) и с сильным уровнем выраженности мотива достижения успеха (7%). Среди юношей встречались испытуемые с двумя видами градаций: со средним уровнем выраженности мотива достижения успеха (71%) и с сильным уровнем выраженности мотива достижения успеха (29%). Среди юношей не было испытуемых со средним уровнем выраженности мотива избегания неудач.

Для анализируемой выборки типичной была следующая закономерность. Для лиц с высоким уровнем мотива достижения успеха характерен был отказ от инициативного решения задач и стремление переложить ответственность за результат своей деятельности на руководителя. А среди лиц со средней выраженностью мотива избегания неудач достаточно часто встречались студенты, склонные к самостоятельному работе и к независящему от обстоятельств постоянному совершенствованию своих личных знаний и мастерства.

Приведенные данные демонстрируют возможность применения тестов самоактуализации личности для групповой характеристики выборки респондентов и для мониторинга в системе «сообщество людейокружающая среда» по вектору «активность-пассивность» стратегии биосоциальной адаптации. Соотношение между лицами с активной и пассивной стратегией адаптации может служить интегральным показателем успешности адаптации анализируемой выборки к реальным условиям окружающей среды, а сами тесты могут быть использованы как инструмент экологического мониторинга.

Использованная литература:

  • Болотова А.К. Прикладная психология. Аспект пресс, М., 2001. С. 282-288.
  • Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. - М.: Изд-во Института Псиъхотерапии, 2001. 384 с.

Библиографическая ссылка

среды Талалаева Г.В., Талалаева А.С., Чигвинцев П.В., Ясельская О.Ю., Кацман А.С. Исследование "я-образа" студентов как инструмент мониторинга окружающей среды // Успехи современного естествознания. – 2003. – № 12. – С. 106-107;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15601 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674