Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,736

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БАЗИСНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСТВА

Кирьякова А.В.

Содержательную сторону направленности личности, ее отношение к окружающему миру, к другим людям и к самой себе обуславливает система ценностных ориентаций. Ценностные ориентации выражают личностную значимость социальных, культурных, нравственных, образовательных ценностей, отражая ценностное отношение студента к действительности. Ценности регулируют направленность, степень усилий субъекта, определяют в значительной степени мотивы и цели организации деятельности. По В. Франклу «ценности ведут и притягивают человека... у человека всегда имеется свобода: свобода делать выбор между принятием и отверганием предлагаемого, т.е. между тем, осуществить потенциальный смысл или оставить его нереализованным». Ценность - единственная мера сопоставления мотивов. Кроме того, ценностные ориентации являются важнейшим компонентом субъектной образующей активности и самого субъекта в ней.

Ценностный перечень с предложением индивидуального выбора предпочтений был представлен студентам в виде опросника терминальных ценностей И.Г. Сенина (13 шкал) и 14 шкал самоактуализационного теста - CAT (в адаптации Л.Я. Гозмана, М.В. Кроз и М.В. Латинской). Последний является российской адаптацией опросника личностных ориентаций Э. Шострома (Personal Orientation Inventory - POI). Вопросы POI были отобраны из большого набора критических, в первую очередь, - поведенческих и ценностных индикаторов, отличающих здорового самоактуализирующегося человека. Таким образом, общий список насчитывал 27 ценностей и связанных с ними поведенческих индикаторов.

На основе сравнительного анализа ценностных профилей были выявлены три наиболее общих типа (вектора) ценностной направленности личности студента. Первый тип ценностной направленности был нами обозначен как «уход от субъектности» и представляет фактор противоречивого, дисгармоничного взаимодействия ценностей, организованного по принципу противопоставления собственных узколичных интересов, своего мира (достижения, семья, хобби и т.п.) интересу других людей. Анализ ценностного профиля данного типа показывает ряд очевидных экзистенциальных проблем: выраженная духовная неудовлетворенность, отсутствие стремления к защите своей индивидуальности. Данный тип ценностной направленности личности в целом характеризуется значительно более низкой выраженностью принятия ценностей самоактуализации и активной жизни. Для таких студентов характерно избегание активной жизни, решения экзистенциальных проблем и принятия ответственности за своё «самоосуществление». Выраженность такого типа ценностной направленности может свидетельствовать о снижении смыслообразующей активности. К сожалению, данный тип наиболее ярко выражен у студентов старших курсов.

Профиль второго типа («направленность на субъектность») выражает направленность на ценности самоактуализации и самореализацию, высокую активность во всех жизненных сферах. Кратко его можно охарактеризовать как тип, направленный на становление и проявление субъектности, очевидно, что этот тип связан с высоким уровнем смыслообразующей активности.

Третий ценностный профиль («потенциальная субъектность») имеет средний уровень принятия и выраженности терминальных ценностей и противоречивый выбор ценностей самоактуализации. С одной стороны, здесь сильнее, чем во всех остальных типах, выражен интерес к ценностям творчества и познания. Представители этого типа ценностной направленности личности значительно меньше других проявляют свою агрессивность и раздражительность (т.е. более миролюбивы). С другой стороны, у них значительно слабее, чем у студентов с иной ценностной направленностью, выражены почти все остальные ценности самоактуализации и связанного с ней поведения: интернальность, рефлексивная аутосензитивность, ценность раскованного и спонтанного поведения.

Динамика жизненных ценностей студентов за время обучения в университете представлена в таблице 1.

Таблица 1

Жизненные ценности студентов разных курсов 

Жизненные ценности

Курс обучения

1-й

2-й

3-й

4-й

Высокий заработок

75,3

82,8

82,7

85,7

Интересная работа

71,0

62,4

60,5

61,4

Высокое социальное положение

60,8

64,5

56,8

52,8

Собственность, капитал

37,7

37,6

43,2

54,3

Любимый человек

31,9

24,7

35,8

35,7

Чистая совесть

27,5

28,0

30,9

27,1

Уважение окружающих

31,9

22,6

28,4

21,4

Хорошие друзья

10,1

16,1

13,6

5,7

Профессиональные достижения

8,7

6,5

14,8

15,7

Душевное спокойствие

7,2

1,1

2,5

10,0

По всей видимости, можно утверждать, что кардинальных изменений в системе их жизненных ценностей не происходит. Во-первых, система ценностей (какой-либо социальной группы) достаточно инерционна, определяется влиянием многих факторов макросреды. Во-вторых, годы вузовского обучения составляют сравнительно быстротечный период человеческой жизни. Тем не менее, некоторые сдвиги в системе жизненных ценностей обследованной студенческой молодёжи мы обнаруживаем.

Если обратиться к верхней части таблицы, то наблюдается небольшое усиление ориентации на «заработок», «собственность», то есть на сугубо материальные ценности. Напротив, ослабляется ориентация на «интересную работу», «высокое социальное положение», «уважение окружающих», то есть на ценности социального плана. Привлекательность остальных ценностей остаётся практически неизменной. Причём расположение (в условном ранжированном ряду) первых восьми анализируемых ценностей у студентов 4-го курса остаётся точно таким же, как и у первокурсников. То есть, принципиальной перестройки доминирующих ценностей не происходит.

Некоторую рокировку ценностей в сознании молодёжи мы обнаруживаем по трём последним позициям: «профессиональные достижения» стали несколько более привлекательными, а «хорошие друзья» опустились на последнее место. Каких-либо заметных различий в системе жизненных ценностей студентов, родители которых принадлежат к разным социальным группам, не обнаружено.

Особый интерес в контексте данного исследования представляло соотношение типа ценностной направленности и уровня смыслообразующей активности. Для оценки этой зависимости был использован тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. У студентов с первым типом направленности смыслообразующая активность заторможена; ответственность выбора, решение экзистенциальных проблем откладываются «на потом». У студентов других типов направленности наблюдается высокая интенсивность смыслообразующей активности в двух вариантах, несколько различных по содержанию. При этом некоторое преимущество получает третий, «творческий» тип ценностной направленности, что еще раз подчеркивает потенциальность субъектности студентов данного типа.

Одной из задач диагностической части проекта было определение отношения студентов к учебно-профессиональной деятельности как ценности и восприятие себя как субъекта собственной образовательной деятельности. Для диагностики этого момента был важен анализ причин выбора студентами своей учебной специальности, их представлений о личностных смыслах, целях и ценностях университетского образования.

В выборе специальности явно преобладает «социальный мотив» - востребованность данной специальности в обществе, возможность по средствам профессиональной деятельности повысить свой социальной статус. Это хорошая аксиологическая предпосылка для успешного обучения и профессионального самоопределения. В то же время нельзя игнорировать тот факт, что большинство студентов, объясняя причины выбора профессии, не могут обозначить личностные аспекты данного выбора, не определяют его значимость в собственном личностном и профессиональном становлении, то есть достаточно слабо проявляют субъектную позицию. Желание реализовать себя именно в выбранной специальности отметили только 6 % респондентов. Из полученных данных следует, что студенты, выбирая специальность, не всегда самостоятельны в своих решениях и часто прислушиваются к советам родителей. Кроме того, для 17 % студентов выбор специальности продиктован внешними обстоятельствами, такими как: небольшой конкурс, подходящий набор вступительных экзаменов, возможность быть устроенным на работу именно по этой специальности. Данный момент характеризует пассивную позицию студента по отношению к собственной жизнедеятельности, направленность не на достижение успеха, а на избегание неудачи. Значимость саморазвития, самопознания, определения жизненных стратегий обозначили 10 % студентов. Несколько неожиданным оказалось то, что вторым по значимости смыслом университетского образования студенты назвали получение диплома, хотя в определениях студентами целей и ценностей университетского образования данная позиция не была лидирующей (9 % и 2 % соответственно).

Нельзя не отметить тот факт, что почти половина студентов (45 %) ведущим смыслом собственного университетского образования определили возможность стать конкурентоспособным специалистом и приобретение современных знаний, которые составят основу дальнейшего личностного и профессионального роста.

Значительная часть студентов (63 %) отмечает противоречие, которое существует в современном обществе между профессиональным призванием и его жизненным воплощением: низкая материальная обеспеченность молодого специалиста заставляет его искать дополнительный заработок и сверх меры перегружаться, что отрицательно сказывается на его профессиональных достижениях.

У ряда респондентов (21 %) современная социальная ситуация вообще вызывает сомнение в значимости высоких слов для человека. Они считают, что сейчас нужны более «заземленные» смыслы жизни. Например, «жить для себя и в свое удовольствие», «взять от жизни как можно больше».

Диагностика подтвердила, что предстоящая профессиональная деятельность студента может занимать разное место в структуре его ценностных ориентаций: она может являться ведущим компонентом структурной иерархии (10 % студентов), в других случаях не является одним из жизненных приоритетов. Были получены данные о том, что при высоком уровне значимости выбранной профессии студенты отмечают, что в образовательном пространстве университета создаются благоприятные условия для раскрытия их индивидуальности как будущих профессионалов. В некоторых случаях (7 %) такие студенты высказывают сожаление о том, что по собственной вине (леность, нехватка времени и т.п.) в полной мере не используют эти возможности. В условиях малой значимости профессионального смысла студенты испытывают затруднения в преодолении недостатков, связанных с особенностями их личности, что ведет к одностороннему проявлению их индивидуальности, закреплению имеющихся недостатков, преобладанию объектной, исполнительской позиции в собственной образовательной деятельности, основной целью которой данная категория студентов определяет получение положительных оценок. Полученные материалы указывают на необходимость весьма важного звена университетского образования - развития ценностно-смыслового отношения к избранной профессии, которая должна занимать значимое место в структуре смысложизненных ориентаций будущего профессионала. Вероятно, при этом условии университетская подготовка к предстоящей профессиональной деятельности может стать средством раскрытия аксиологического потенциала личности студента, реализации возможностей его личностного и профессионального развития.


Библиографическая ссылка

Кирьякова А.В. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БАЗИСНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСТВА // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 1. – С. 84-87;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15641 (дата обращения: 22.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074