Продолжающаяся централизация налоговых доходов в федеральном бюджете привела к постоянному снижению объемов доходов региональных бюджетов, которые соответственно стали снижать нормативы налоговых отчислений нижестоящим бюджетам. Возникший дефицит местных бюджетов покрывается безвозмездными перечислениями, удельный вес которых в бюджетах некоторых муниципалитетов достигает 60 %.
Автор предлагает упорядочить систему факторов, оказывающих влияние на формирование доходов местных бюджетов, и применять ее в зависимости от специфики рассматриваемой территории. Объем доходов муниципалитетов можно оценивать с учетом таких факторов, как: отраслевая структура экономики, размер муниципального образования, численность трудоспособного населения, доходы физических лиц, географическое положение и других. Заметим, что те или иные «доходоопределяющие» факторы находят свое отражение в различных методиках оказания финансовой поддержки бюджетам разных уровней, в том числе учитываются, например, при расчетах индексов налогового потенциала и других индексов. Данные факторы могут проводить к увеличению или уменьшению объема доходов местных бюджетов, т.е. определять финансовые возможности органов местного самоуправления.
Рассмотрим подробнее внутреннее содержание основных факторов.
I. Отраслевая структура экономики.
Объем и структура промышленного потенциала поселения муниципального района напрямую воздействует на возможности экономики поселения, района получать больший или меньший объем доходов. Территории с развитой топливной промышленностью обладают, как правило, значительными способами генерировать свои доходы, самостоятельно искать пути сокращения дефицита бюджетов, выполнять план финансирования учреждений социально-культурной сферы. С другой стороны сельскохозяйственные регионы, роль которых в экономике страны нельзя недооценивать, сегодня имеют низкие возможности для увеличения доходов. И это объясняется не только сезонным характером производства сельскохозяйственной продукции, но и традиционной моноспециализацией экономики. Моноспециализация ограничивает возможности получения доходов в других сферах, которые могли бы компенсировать недополученные средства в основной, или как обычно называют «градообразующей», отрасли. Причем моноспециализация экономики, характерная для высокодоходных добывающих территорий, также опасна, поскольку не позволяет диверсифицировать налоговую базу.
II. Размер муниципального образования.
Способность реализовать свои полномочия местным органам власти во многом определяется размерами муниципального образования. Чем меньше муниципальное образование, тем ближе органы местного самоуправления к гражданам, они способны более чутко реагировать на их волеизъявления. Одновременно малые размеры территории предполагают и более низкий налоговый потенциал. Особенно сильное влияние данный фактор может оказывать на группу неналоговых доходов муниципальных образований. В их числе выделим арендную плату за сдачу во временное владение и пользование земельных участков. Известно, что управление муниципальным образованием с численностью населения от 1 до 5 тысяч человек трудноосуществимо. Большие по территории муниципальные образования обладают достаточным финансово-экономическим потенциалом, но эффективность их функционирования оценивают не высоко. В Европейской хартии местного самоуправления предусмотрено право местных сообществ на собственные территориальные границы; на самостоятельное определение своих внутренних административных структур, отвечающих местным потребностям и обеспечивающих эффективное управление. В том числе Хартия закрепляет право на объединение с другими местными органами самоуправления.
ІІІ. Численность трудоспособного населения.
Доходы местных бюджетов образуются за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и организаций. Не все лица, проживающие на территории муниципальных образований, будут являться плательщиками налогов, и соответственно, формировать бюджеты. Дети, пенсионеры, различные категории граждан, находящихся на социальном обеспечении, в силу возраста, состояния здоровья, положения не могут способствовать пополнению доходной базы местных бюджетов.
Муниципальные образования, расположенные на Севере страны, в неблагоприятных для жизни районах, число лиц, например, пожилого возраста в них невелико. Получается, что эти муниципалитеты, даже не обладая большой численностью и плотностью населения, как правило, имеют высокий процент трудоспособного населения. Наблюдается взаимосвязь: чем больше число трудоспособных граждан, тем больший валовой продукт они могут произвести, тем больше налоговых платежей будет собрано на территории.
ІV. Самостоятельность органов местного самоуправления в области установления местных налогов.
Принцип самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ) определяет право органов местного самоуправления устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в местные бюджеты только в соответствии с налоговым законодательством. Возможность введения дополнительных налогов местными органами власти может привести к усилению налогового бремени, усложнению контроля за полным и своевременным поступлением налогов. В тоже время, самостоятельно устанавливая местные налоги, муниципалитеты могут варьировать объем и качество предоставляемых услуг в зависимости от потребностей населения, и более осмотрительно расходовать финансовые средства.
Местная власть и местные бюджеты наделяются относительной самостоятельностью, поскольку приоритетны государственные цели и задачи. Поэтому доля местных налогов в доходах местных бюджетов незначительна, и размеры безвозмездных и безвозвратных перечислений из вышестоящих бюджетов бывают огромны. В свою очередь, последнее обстоятельство способствует усилению контроля и повышению степени вмешательства органов государственной власти в работу местных администраций.
Но рассчитывать на эффективное использование предоставленных безвозвратных трансфертов, на отсутствие иждивенческих настроений муниципальных структур при возникающей финансовой зависимости трудно.
V. Доходы физических лиц.
Резиденты Российской Федерации обязаны платить налоги. Среди налогов, плательщиками которых выступают физические лица, являются: налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный налог, государственные пошлины, транспортный налог.
При действующей в Российской Федерации единой ставке налога на доходы физических лиц - налога, обладающего наиболее сильной связью с уровнем доходов - лица, получающие высокую заработную плату, будут иметь большие возможности для приобретения того же имущества, земельного участка, транспортного средства, и тем самым будут способствовать росту доходов бюджетов.
Районные коэффициенты, применяемые в оплате труда жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, как нельзя более вызывают тенденцию увеличения данного налога в этих территориях. Низкие доходы населения приводят не только к социальным последствиям и низкому уровню жизни, но и в меньшей степени будут способствовать экономическому росту в данных городах, районах, поселениях и вызывать, особенно в связи с предстоящими изменениями, проблемы в структуре доходов местных бюджетов.
С другой стороны, физические лица, выступающие в статусе предпринимателей без образования юридического лица, уплачивают единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации последний продолжает формировать местные бюджеты (бюджеты муниципальных районов (городских округов)), образуя стабильные доходы.
VI. Географическое положение.
В России одним из немаловажных факторов формирования доходов местных бюджетов является географическое положение городов, районов, поселений. Большая протяженность страны создает различные условия для жизни населения и развития производства.
Отдаленные от центральных районов страны территории с ограниченными сроками завоза грузов, с длительным отопительным сезоном, претендуют на дополнительную финансовую поддержку со стороны вышестоящих властей. Ведь граждане в равной степени имеют право на получение гарантированного объема бюджетных услуг независимо от места проживания. Соответственно, при формировании доходов муниципалитетами отдаленных (как правило, северных) территорий будет учитываться более значительная сумма межбюджетной финансовой помощи, чем в южных регионах страны.
Таким образом, предлагаемые нами факторы можно распределить на 2 группы: количественные и качественные. Безусловно, что влияние такого фактора, как численность населения, будет рассматриваться с позиции количества, поскольку определяется числом, а вес, например, фактора «отраслевая структура экономики» имеет качественную характеристику, поскольку опосредует процесс формирования бюджетных доходов.
Влияние того или иного фактора, или всех вместе, будет оказывать определенное воздействие на масштабы доходообразования. Целесообразно отметить, что один из факторов или даже несколько могут не иметь весомого значения, в таком случае возможно совсем не брать их во внимание. Как известно, по географическим, климатическим, ресурсным и социально-экономическим признакам регионы России сильно отличаются друг от друга, в том числе и муниципалитеты, находящиеся на их территории. Поэтому возможны разные варианты взаимодействия и влияния рассматриваемых факторов, которые можно оценить и отследить, а также учесть воздействие одной группы факторов на другую.
Библиографическая ссылка
Петрова Е.А. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДОХОДНУЮ БАЗУ ТЕРРИТОРИЙ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 1. – С. 93-95;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15645 (дата обращения: 24.11.2024).