За последние годы, вследствие благоприятной конъюнктуры на внешних рынках, государство аккумулировало значительную для экономики сумму денег. Если данные накопления полностью не пойдут на поддержку экономики в период кризиса, то рациональным представляется вложение данных ресурсов в развитие и диверсификацию промышленности, чтобы обеспечить и в будущем достигнутые темпы роста экономики вне зависимости от цен на сырье на мировых товарных рынках.
Общий объем инвестиций в госкорпорации до 2010 г. должен составить около 1 трлл. руб. (примерно 33 млрд. долл.), притом, что «Ростехнологии», «Росатом» и «АСВ» функционируют без привлечения средств из федерального бюджета. Эта сумма денег будет направлена на модернизацию российской экономики и поддержку бизнеса. В эту сумму не входят средства, переданные Банку развития на антикризисные мероприятия (450 млрд. руб. или около 15 млрд. долл. США).
К примеру, 130 млрд. руб. вложено в «Российскую корпорацию нанотехнологий». Важность этого направления научных исследований и внедрений не вызывает сомнения. США, Япония и Китай на протяжении последних лет инвестируют значительные суммы в данную область. Корпорация планирует соинвестировать в проекты бизнеса на самых рисковых этапах. Мера рациональная в плане стимулирования и гарантирования частного бизнеса в проектах start-up в области нанотехнологий. Нанотехнологии являются перспективным направлением развития мировой науки. У России есть шанс занять значимую долю данного рынка уже к 2020 г. Госкорпорация уже софинансирует несколько проектов.
Исходя из целей госкорпораций России, прописанных в законах по их учреждению, не остается сомнений в том, что мера по их созданию окажет положительное влияние на экономику страны. Однако существует рад проблем, которые могут воспрепятствовать реализации задуманных задач.
Первая проблема заключается в непрозрачности и не подконтрольности действий госкорпораций большинству государственных органов власти. Корпорации лишь ежегодно представляют правительству отчет, аудиторское заключение, заключение ревизионной комиссии. Счетная палата Российской Федерации по законодательству может определять эффективность и целесообразность лишь расходов государственных средств и использования федеральной собственности. Однако после передачи денежных средств и собственности госкорпорации она становится собственностью самого института развития. Данные меры приняты для содействия оперативности принятия решений и устранения необходимости по совершению большого объема работы по отсчитыванию перед органами власти.
Решением может послужить то, что кроме ежегодного отчета перед правительством и заключения аудиторской фирмы, выбираемой на конкурсной основе самой корпорацией, на обозрение правительства и общественности предоставлялись заключения двух независимых аудиторских компаний, выбираемых правительством непосредственно перед началом проверки на конкурсной основе. Это позволит добиться объективности информации, не скажется на оперативности работы корпораций, сузит возможности влияния на проверяющие компании со стороны проверяемых. Кроме того, раз уж создана такая уникальная форма собственности, как госкорпоративная, то необходимо внести поправки в законодательство с целью разрешения Счетной Палате РФ проверять эффективность и целесообразность использования имущества и денежных средств данных субъектов хозяйствования, но не чаще одного раза в год.
Вторая проблема заключается в эффективности работы корпораций. Так как извлечение прибыли не является целью деятельности некоммерческой организации, то данные субъекты хозяйствования рискуют стать простыми перераспределителями бюджетных средств без совершения технологического прорыва. Кроме того, четко не прописан план действий по реализации задач реформирования вверенных им сфер деятельности.
Правительства большинства стран мира путем создания госкорпораций решали вопросы бездорожья, создания высокотехнологичной экономики, телекоммуникационного сектора и восстановления промышленности после дефолтов, кризисов и войн. В Великобритании, к примеру, госкорпорация была некогда выбрана в качестве организационно-правовой формы для отраслей промышленности, подвергшихся национализации. И существовала она там с 1945 г. до начала 80-х. Среди самых известных госкорпораций того времени были: Британская газовая корпорация, Национальный угольный совет, Центральный совет по выработке электричества.
Чтобы не повторить опыт других стран в части неэффективного управления необходимо принудить корпорации к разработке четкого плана действий хотя бы на среднесрочную перспективу, с составлением бизнес-планов проектов, куда планируется инвестировать денежные средства, и если это невозможно (в «Роснанотехе», к примеру, круг потенциальных проектов будет определятся в течение всего срока существования корпорации), то разработать единый механизм оценки рентабельности и перспективности идей и алгоритм их финансирования.
В структуру управления необходимо ввести независимых директоров с предоставлением им реальных полномочий по управлению.
Лишь привлечение опытных менеджеров из бизнес - среды позволит корпорациям отвечать требованиям современности, работать эффективно и не функционировать в интересах отдельных лиц или групп влияния.
Третьим актуальным вопросом является риск увеличения влияния государства в экономике путем наращивания доли государственных корпораций и увеличения их числа. Учитывая концентрацию больших денежных ресурсов в руках у государства и такое увлечение созданием крупных структур (только за второе полугодие 2007г. было создано 6 госкорпораций), может возникнуть угроза бурного расцвета данной формы собственности. К тому же, в большинстве учреждающих законах о госкорпорациях не прописано никаких четких сроков передачи их в частные руки или ликвидации.
Для предотвращения этого необходимо не допустить госкорпоративизацию отраслей, которые могут и так существовать в рыночных условиях на основе частной собственности, а деньги потратить на создание условий для повышения привлекательности данных сегментов экономики путем снижения налогов, создания инфраструктуры, предоставления льготных кредитов и повышение производительности труда, путем обучения кадров для них. Для достижения данной цели также необходимо ужесточить борьбу с коррупцией и усилить применение антимонопольного законодательства. Кроме того, необходимо четко определить сроки ликвидации или приватизации созданных госкорпораций.
Идея создания государственных корпораций в России является правильной, так как их целями являются развитие инфраструктуры, создание и использование инноваций и аккумулирование инвестиций - деятельность, которая порой остается непривлекательной для бизнеса или является важной для государства, без которой невозможен дальнейший экономический рост и процветание России. Однако при реализации данной идеи необходимо свести к минимуму риски, обусловленные несовершенством законодательства о госкорпорациях и российскими реалиями, и не повторять ошибок других государств, имевших опыт создания таких компаний.
Библиографическая ссылка
Казак А. Ю., Оганян М. Ш. РОССИЙСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, РИСКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕяТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ИХ МИНИМИЗАЦИИ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 5. – С. 35-36;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15657 (дата обращения: 03.12.2024).