С развитием научно-технического прогресса экологическая проблема становится всё более актуальной. Ускорение роста народонаселения в недалёком будущем может привести к истощению природных ресурсов и к полному загрязнению окружающей среды отходами производствами. Вместо счастливого будущего над человечеством нависла угроза деградации и экологической катастрофы. Проблема сосуществования человека с техникой и со средой обитания приобретает глобальную значимость, повышается интерес к экологии со стороны специалистов различных уровней: медиков, психологов социологов, историков, культурологов, литераторов, педагогов. Экология из биологической науки, превращается в комплексную дисциплину.
Цель работы - рассмотрение эволюции экологических идей, используя методы философского анализа. Под новым понятием - «экософия» понимается переосмысление экологических идей в пользу философского умозрения. Философский подход к экологии подразумевает изучение истоков надвигающийся катастрофы, привлекая для этого этнографические, медицинские, мифологические и литературоведческие материалы.
Человечество не всегда пребывало в разладе с природой. Так, в Древней Греции и в Древнем Китае, по свидетельству хроник, человек развивался в гармонии с ней. В глубокой древности человек ещё не покушался на изменение суровых законов природы. Однако уже в эпоху гуманизма человек помещает себя в центр Вселенной. Протагор говорил, что Человек - мера всех вещей. В греческой мифологии первобытное состояние человеческого общества зовётся Золотым веком, когда все были счастливы, молоды и свободны. Однако эдемская гармония рушится, как только человек приобретает знания. Вместе со знанием приходят смерть, болезни и безотрадный труд. Во многих религиозных учениях причина испорченности мира видится в неправильно организованном мышлении человека, когда тяга к познанию оборачивается навязчивой идеей. Человек не в состоянии понять истину как нечто целое, поэтому он её расчленяет (убивает). Платон отмечал, что с каждым познанием или открытием человек приближает собственную смерть и все, которые по-настоящему отдавались философии, ничего иного не делали, как готовились к умиранию. Английский писатель Дж. Мильтон в книге «Потерянный рай» развивает библейскую идею о кризисе цивилизации и усиливает эту тему аспектом свободы выбора человеческой личности, как бы подчёркивая, что человек сознательно выбрал тот путь, который ведёт неизвестно куда.
С одной стороны всё вроде бы находится в движении, с другой - ничего не меняется. Человек уверен, что раньше всё было лучше. Такое движение от лучшему к худшему, когда происходит обесценивание всего и вся, философы объясняют энтропией (однозначной направленностью протекания самопроизвольных процессов в природе). Исходя из этого положения, можно предположить, что ухудшение экологической ситуации было предопределено. Природа движется к своему логическому концу, как проживает свою жизнь человек.
Возможно, несовпадение темпов старения человека и природы и породило экологическую проблему. Своим собственным психологическим проблемам человек придаёт вселенский масштаб: его экологические волнения, прежде всего, вызваны нежеланием умирать. Вместе с нарастанием страха, растёт неуверенность в собственных силах и пропадает желание что-либо менять в своих привычках. Очень медленно происходит осознание экологической проблемы, ещё медленнее разрабатываются модели её разрешения.
М. Меерович и Э. Пестель выдвигали в 70-ее гг. концепцию «ограниченного роста», предполагавшую достижение сбалансированного развития государств путём выравнивания их экономических потенциалов. Они считали, что стихию рынка должно заменить жёсткое планирование. Д. Медоузом выдвинута концепция «глобального равновесия», согласно которой следует свести к нулю темпы роста населения и национального продукта. Он видел причину экологической проблемы в перенаселённости многих регионов планеты. Научно-технический прогресс, по сути, предлагается заменить научно-техническим торможением, т.е. перейти от экстенсивного развития и интенсивному, более ориентированному не на количественные показатели, а на качественные. Испанский социолог Ортега-и-Гассет в работе «Восстание Масс» говорит о возрастании роли народных масс в истории в ущерб роли интеллектуальной элиты. Массы вторгаются во все сферы общественной и личной жизни, в связи с чем катастрофически снижаются «культурные стандарты». Личность теряется в массе, ей приходится приспосабливаться к её вульгарным вкусам. Отмечается сходство между быстро увеличивающимся людским коллективом и неуправляемой, агрессивной стихией.
Всё чаще ставится вопрос о пользе научно-технического прогресса, и всё большее внимание проявляется к первобытным обществам. Ж.-Ж. Руссо идеализировал первобытность. Он утверждал, что в «естественном состоянии» все люди были равны и не знали нищеты и несправедливости. В книге «Мысль в состоянии дикости» К. Леви-Стросс отмечает, что примитивные народы избежали научно-технического прогресса, однако знают и понимают природу лучше цивилизованного человека.
Современная цивилизация отличается излишним стремлением к комфортности. Высокоразвитые страны, пережившие насыщение материальными благами, более критически оценивают научно-технический прогресс. Кое-где начинают обращаться к экологически чистым источникам энергии (солнечной, ветряной и т.д.), в городах ограничивается использование автомобилей, возрождается конный транспорт, поощряется велосипедный.
Исторические процессы представляют собой череду разного рода бунтов, которые, по мнению А. Камю, являются двигателем человеческой цивилизации. Например, Прометей и Каин бунтовали против Бога, Пугачёв и Толстой - против власти, Дали и Маяковский бунтовали против классического искусства. В этой связи и экологическую проблему можно рассматривать с точки зрения бунта человека против природы. Человек порывает со своим создателем и сам начинает творить себе подобных существ (големов, роботов, биокиборгов, биологических двойников). Однако бунт человека может смениться бунтом против человека.
Грядущая экологическая катастрофа, вероятно, будет являться следствием конфликта между человеком и природой, человеком и техникой. Человечество стоит на пороге новой смены поколений, когда творенья человеческих рук обретут самостоятельность ему перечить. Человек постепенно преодолевает комплекс неполноценности и стремится приобрести высшие атрибуты: увеличение длительности жизни и изобретение бессмертия, создание собственного мира на пустом месте как прообраз Эдема, сотворение искусственным путём подобного себе существа. В наши дни, перечисленные задачи, над которыми бьются учёные столько времени, уже не кажутся фантастичными.
Главное, однако, чтобы человечество в этом своём порыве не утратило чувства принадлежности к тому цельному и многосвязанному организму, который зовётся мирозданием. Необходимо понять, что мы являемся лишь частью природы. Основным вопросом на ближайшее будущее станет поиск разумного соотношения между техническим прогрессом и первобытностью, или, другими словами, между комфортом и самодостаточностью.
Библиографическая ссылка
Парахонский А.П. ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 1. – С. 121-123;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15718 (дата обращения: 24.11.2024).