Состояние современной системы российского образования характеризуется значительным несовершенством, и ее сохранение и прогрессивное развитие требует активного внешнего воздействия и формирования нетрадиционных импульсов внутреннего движения. Возникающие проблемы невозможно решить только силами самой системы в силу накопившихся в ней самой проблем, а именно: нарушения взаимосвязи, в том числе иерархической, между элементами системы; снижения эффективности деятельности основных звеньев системы; снижения управляемости системы в силу неоднородности и несопоставимости ее звеньев.
Широкая и всесторонняя программа модернизации российского образования предполагает введение в отрасль новых механизмов действия и использования имеющегося потенциала, развертывание ее в сторону реальных общественных потребностей, ориентацию на конкурентоспособное и эффективное развитие, преодоление рассогласованности элементов, образующих систему.
Заявленная тема порождает ряд принципиальных вопросов: что понимается под интеграцией высшего образования? Только ли включенность отечественного высшего образования в Болонский процесс? Соблюдение каких условий может привести к интеграции образовательных процессов? Означает ли интеграция образования ликвидацию национальной самобытности образования, и если нет, то какова доля этой самобытности?
Под интеграцией образования мы понимаем процесс согласования деятельности, в данном случае деятельности субъектов образовательного процесса на всех этапах его развития. Между тем, почти неоспоримо предполагается, что российское высшее образование должно развиваться в рамках парадигмы европейского образования и соответствовать его требованиям. Но при таком одностороннем подходе изначально признается некая ущербность российского высшего образования.
В указанном процессе кроется системный порок. Процесс должен быть взаимным: не только российская система образования должна подстроиться под европейские стандарты, но необходим и обратный процесс. Иначе нет смысла говорить об интеграции. Однако этого не наблюдается.
Интеграция образования - форма более глубокого процесса - интернационализации образования. Интеграция образования - введение единых «правил игры» для всех участвующих сторон. В свою очередь, интернационализация высшего образования должна означать единство принципов, образовательных стандартов вне зависимости от страны, участвующей в процессе интеграции. Полагаем, что корректнее употреблять термин «интернационализация образования». Именно этот процесс и должен лежать в основе последующей интеграции образования высшей школы на пространстве СНГ, а в отдаленной перспективе и пространстве Европы. Значит должно произойти качественное изменение самого процесса высшего образования.
Происходит ли в реальности процесс интернационализации образования? Существует ли взаимная потребность в интернационализации высшего образования? Испытывают ли наши европейские партнеры или партнеры по СНГ потребность в результатах работы российской высшей школы? Видимо в какой-то мере, в отдельных востребованных направлениях. В данном случае речь идет о пресловутой «утечке умов». Видимо, вначале надо создать условия для интернационализации и интеграции высшего образования на постсоветском пространстве.
При этом, полагаем, что сначала надо вести речь об интеграции системы образования внутри страны по горизонтали и по вертикали. Интеграция по вертикали, по нашему мнению, означает преемственность образования от школы к вузу. Должна соблюдаться преемственность и иерархичность образовательных стандартов на разных этапах обучения - от школы к среднему специальному образованию, а затем к вузу. При этом система управления образованием, строящаяся на единой нормативно-правовой основе, должна играть роль координатора образовательного процесса, логично связывающего все уровни управления в рамках единого образовательного пространства. Интеграция по горизонтали - это создание объединенных федеральных университетов по территориальному принципу. В данном случае должно происходить согласование и унификация образовательных стандартов.
Обращаем внимание еще на один аспект проблемы. Разрушена существовавшая ранее система повышения квалификации и переподготовки преподавателей всех ступеней образования, при которой происходил обмен интеллектуальными ресурсами вне привязки к месту проживания. Новая форма повышения квалификации не систематизирована ни на федеральном, ни на региональном или муниципальном уровнях. Она существует в рассогласованном и нецеленаправленном варианте и преследует преимущественно коммерческие интересы. Задачу формирования определяющего субъекта образовательного процесса, от степени готовности которого главным образом зависит результативность образовательного процесса, решают различные учреждения, подчас неадекватные действительным и насущным потребностям образовательного процесса, не объединенные общей направленностью модернизации образования.
Законодательство Российской Федерации об образовании предусматривает введение в систему образования независимой оценки и контроля качества образования. Целью является создание условий для решения проблем, мешающих достижению конкурентоспособности российского образования, тормозящих развитие рынка образовательных услуг, не обеспечивающих достижение современного качества образования, не учитывающих особенности и потребности современного рынка труда. В этом контексте возникает закономерный вопрос о качестве самой системы организации контроля качества. Формирование системы независимой оценки качества образования должно строиться на реализации, прежде всего, двух взаимосвязанных принципов, привносящих в действующую систему образования активное действующее начало: принципа независимости оценки и контроля качества образования и принципа объективности оценки и контроля качества образования. В последнее время получила распространение система оценки качества обучения при помощи централизованного тестирования. Вузы столкнулись с неясностью целей, которые преследует тестирование. В госстандартах определено, что выпускник должен знать и уметь как специалист. Между тем, цель и задачи обучения студентов конкретной учебной дисциплине кафедра определяет самостоятельно. В этом случае вузы неоднократно сталкивались с несоответствием целей тестирования со стороны проверяющих органов и целей преподавания учебной дисциплины. Более того, цель и задачи обучения (т. е., что студент должен знать и уметь) должны, по мнению авторов коррелироваться с зарубежной практикой обучения. В реальности этого не происходит. Более того, сложилась ситуация, например, в преподавании блока экономических дисциплин (экономической теории, мировой экономики), при которой отечественные учебники написаны на основе американских учебников. Однако при этом речь идет о соответствии отечественного образования европейским стандартам, а не американским.
Полагаем, что контроль качества образования должен быть построен на основе единого и целостного подхода, соответствовать государственным стандартам по конкретной дисциплине, основан на использовании единообразных измерительных материалов, устанавливать степень достижения целей, поставленных другими структурами, выявить причины не выполнения этих целей и задач.
Библиографическая ссылка
Зобова Л. Л., Горданова В. Ф. ПРОТИВОРЕЧИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 5. – С. 101-103;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15731 (дата обращения: 21.11.2024).