Монопрофильные города на протяжении десятилетий являются основой российской экономики. На их долю приходится порядка 40% суммарного ВРП Российской Федерации. Из 1095 городов России около 440 соответствуют критериям монопрофильности. В них проживает до 40% населения страны. Следовательно, именно экономика моногородов определяет уровень благосостояния большинства граждан страны, или - привлекательность страны для жизни людей.
Монопрофильность определяется как доминирование какой-либо отрасли промышленности в экономике города. Понятие монопрофильности в научной литературе, как правило, применяется к городам, в которых одно или несколько крупных градообразующих предприятий относятся к одной отрасли (сфере деятельности). С этими же предприятиями связаны основная занятость, состояние инженерных сетей, доходы местных бюджетов, благосостояние населения прилегающих территорий.
Количественными критериями выступают: на предприятиях доминирующей отрасли либо производится более 50% объема продукции всех предприятий города, либо работает более 25% занятых. К монопрофильным относят поселения непромышленной специализации, основными функциями которых является обслуживание железнодорожного транспорта, туристических (курортных) объектов, исправительных учреждений, воинских частей, а также города - наукограды.
Проблема моногородов, которой вполне справедливо уделяется сейчас повышенное внимание, на самом деле - слепок со всей экономики. Кризис, т.е. падение производства в несырьевых отраслях - вследствие падения спроса на продукцию - вследствие неконкурентоспособности, сначала на внешних рынках, затем и на внутренних - он продолжается в стране уже двадцать лет. ( Даже в «тучные нулевые годы», из-за высоких цен на нефть, статистика в денежном выражении демонстрировала рост, а фактическое производство продолжало падать). В период кризиса наиболее пострадавшими сторонами оказались машиностроение, обрабатывающие отрасли, текстильная и легкая промышленность, которые потянули за собой вниз всю социально-экономическую инфраструктуру территорий, и уровень жизни населения соответственно. Если соотношение уровней жизни 10% самых богатых и 10% самых бедных в странах Европы и США составляет в настоящее время 6-8 раз, то в России: 17-24 раз (хуже всего как раз в моногородах, не относящихся к топливно-энергетическому комплексу). Средняя зарплата (по официальной статистике) в моногородах в 2,2-2,8 раза ниже, чем в среднем по России.
Важнейшие показатели кризиса - это безработица: официальная и фактическая, а также занятость: официальная и фактическая. Есть еще трудовая миграция - межрегиональная и внутрирегиональная, а также самозанятость (в основном нелегальная). Официальный уровень безработицы в РФ в 2009 г. - 8,4%. Безработица в провинциальных моногородах в 2-3 раза выше, чем в среднем по стране: от 10 до 20%. Но есть и такие, где фактически 40% и даже до 60% (Ингушетия, малые города Северного Кавказа, Калмыкии, Сибири). Для кризисных моногородов России характерна так называемая «скрытая» безработица. Официальная статистика не учитывает тех, кто не имеет и не ищет работу. Кроме того, следует принимать во внимание «неполную занятость», когда предприятие не увольняет работников, переводит либо на сокращенный график, либо отправляет в вынужденные неоплачиваемые отпуска.
Неработающие (официально) граждане, трудоспособные, так называемое экономически активное население кризисных моногородов, а это, по оценкам, не менее 20-30%, ищут себе применение в трудовой миграции (отъезд на заработки вахтовым методом) или в самозанятости у себя дома (регистрация индивидуальными предпринимателями, либо нелегальное ремесленничество и торговля). Наверное, к самозанятости отнесем и работу на предприятиях «без оформления», таких, по оценкам, на каждом предприятии - от 10 до 30%. Это, конечно, теневая экономика, но, одновременно, это и способ заработка, т.е. получения дохода на семью, чаще всего - нерегулярного, эпизодического.
Оставшаяся часть трудоспособного, но «экономически неактивного» населения - т.е. «совсем нигде не работающих» - это женщины-домохозяйки и мужчины, в разной степени социальной деградации. Таких тоже много: 3-5% в «благополучных» моногородах и 15-20% - в «неблагополучных».
Характерным примером моноиндустриальной экономики является Ивановская область, в которой только 5% населения (из 1,1 млн.человек) занято сельским хозяйством, а 70% остальных жителей так или иначе были связаны с текстильной отраслью. Монопрофильность городов Ивановского региона связана с исторической специализацией территории. Экономика области в течение двух веков складывалась как моноиндустриальная, ориентированная преимущественно на производство хлопчатобумажных тканей. Большинство райцентров и малых городов исторически возникли в 17-18 вв. как поселки (посады) для работников текстильных мануфактур. К настоящему времени на территории Ивановской области 12 моногородов, где проживает 45% всего населения.
В период кризиса 90-х г.г. текстильная промышленность в области упала на 70-75%, безработица (по официальным данным) превысила 15%. Так как профильная переориентация высвобождающихся работников практически невозможна (другие отрасли производства неразвиты), безработица приняла системный характер. «Скрытые безработные» составляют основу теневой экономики области и пополняют ряды гастарбайтеров столичного региона, ввиду его географической и транспортной доступности. С 2000-го года отмечается рост объемов в сфере услуг и торговли вследствие развития индивидуального предпринимательства и полулегальной «самозанятости». Но это направление деятельности к 2007 году уже исчерпало свой потенциал роста (больше уже некого обслуживать), а спад в промышленности продолжается.
В малых моногородах качество жизни населения полностью зависит от экономики градообразующих предприятий. Среднедушевые доходы в 2-3 раза меньше, чем в среднем по стране. По данным ВЦИОМ, доля оплаты труда в доходах в 2008 г. составляла 35-40%, также произошло снижение удельного веса доходов от предпринимательской деятельности (до 7,7%) и доходов от собственности (до 3,2%). Характерно для малых городов в период кризиса резкое повышение доли других доходов, включая «скрытые» ( с 14,2% в 2007 г. до 28% в 2008 г.), а также различные социальные выплаты - пенсии, пособия и социальная помощь ( в 2008 г. - 21,4% , а в среднем по России - 13,2%). Специфика моногородов такова, что преобладают патерналистские настроения. Жители в течение нескольких поколений привыкли к стабильной работе на крупном предприятии, у них притупилось чувство внутренней динамики, сильны иждивенческие настроения. Именно в моногородах на этой почве возникают социальные протестные акции населения (и не только в Пикалево)
Очевидно, для преодоления негативной тенденции нужно стимулировать промышленное производство, создание рабочих мест. Здесь направлений всего два: создание новых отраслей, либо воссоздание ранее действовавших. Следовательно, необходимы масштабные инвестиции с нацеленностью на будущий платежеспособный спрос. Создание новых отраслей - это задача государственных инвестиций, которые ограничены по определению (четыре игровые зоны по стране, научный исследовательский центр «Сколково», туристический центр в Сочи, объекты ТЭКа с крупным госучастием). На первый взгляд кажется, что второе из указанных направлений предпочтительнее (можно использовать имеющиеся основные фонды и производственную инфраструктуру, что является привлекательным обстоятельством для крупных частных инвесторов). Однако текущая потребность в инвестициях связана с крайней изношенностью оборудования. В среднем по стране, к настоящему времени износ основных производственных фондов составляет, по разным оценкам, от 40 до 60% (в Ивановской области - свыше 70%), доля полностью изношенных основных фондов - от 12 до 20%. Несмотря на кажущееся оживление инвестиционной активности за 2003-2007 гг. (табл. 1), темпы роста капиталообразующих инвестиций пока не обеспечивают своевременной модернизации производственного потенциала (с учетом инфляции, только в четырех городах видим значительный рост, причем в Комсомольске это госинвестиции). Получается: вкладывать средства в «старое» также рискованно, как в «новое», вот частный крупный капитал и не спешит.
Правительство предлагает на 2010-2012 гг. антикризисный план в части реструктуризации экономики моногородов. Его основная идея - выделить муниципалитетам моногородов (по выбранному списку) на «проекты развития» федеральные средства из централизованного фонда (до 25 млрд руб.), чтобы привлечь затем и частные инвестиции.
Задуманный в стиле распределительных традиций Госплана СССР, правительственный план способен лишь помочь муниципалитетам «залатать дыры» в текущих бюджетах, не более. В 2010 г. план еще не дал результатов. Из выбранного списка в 27 моногородов (из более 400) изменения начались в четырех: Тольятти, Нижний Тагил, Пикалево и Сокол, где разработаны комплексные инвестиционные проекты. Стоимость проектирования, например, в Пикалево почти равна годовому бюджету муниципалитета, это настолько дорого, что другим моногородам не потянуть. По сути, сейчас финансовая подпитка идет только по линии Фонда содействия реформированию ЖКХ на капремонт и расселение из аварийного жилья в проблемных моногородах.
Таблица 1
Основные показатели инвестиционной деятельности моногородов
Ивановской области, млн руб.
Город |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Вичуга |
12,5 |
17,1 |
44,5 |
92,5 |
204,1 |
Тейково |
82,5 |
337,6 |
111,5 |
73,5 |
76,0 |
Фурманов |
31,6 |
563,7 |
80,3 |
79,7 |
837,4 |
Гаврилов Посад |
15,5 |
56,3 |
29,3 |
20,3 |
40,5 |
Заволжск |
4,8 |
22,5 |
27,5 |
58,2 |
63,7 |
Кохма |
43,4 |
69,2 |
76,0 |
62,0 |
115,8 |
Наволоки |
5,1 |
3,5 |
1,4 |
0,6 |
15,7 |
Приволжск |
17,5 |
37,5 |
43,8 |
25,8 |
27,4 |
Пучеж |
6,2 |
9,8 |
10,8 |
28,2 |
21,1 |
Родники |
43,0 |
41,7 |
60,9 |
326,5 |
499,5 |
Южа |
9,6 |
42,6 |
30,7 |
68,4 |
69,9 |
Комсомольск |
187,8 |
26,9 |
1502,6 |
3611,5 |
1584,9 |
Развернувшаяся в СМИ общественная дискуссия по вопросам этой целевой программы, в которой участвуют учекные-экономисты и практические менеджеры, однозначно свидетельствует: если речь идет о 30-40 млн чел., никакие целевые программы не помогут, нужно говорить о национальном проекте, нужно менять действующее законодательство в направлении помощи конкретным индивидуальным активным предпринимателям, иначе никакая модернизация моногородов, а это создание новых отраслей, так и не начнется.
Это и есть третий путь подъема экономики депрессивных моногородов: стимулирование индивидуальной предпринимательской инициативы на местах. Инициатива и фантазия есть всегда: людям нужно содержать семью, дать образование детям, построить жилье - на это нужны средства. Государство должно помочь людям реализовать инициативу. На что способна раскрепощенная предпринимательская инициатива, каков ее экономический потенциал, как государство может ее простимулировать - можно видеть на примере нынешних развитых стран, переживших в свое время тяжелый кризис.
«Великая депрессия» 30-х годов в США. Федеральное законодательство на уровне Конгресса для всех желающих начать бизнес устанавливает льготное налогообложение, «налоговые каникулы», льготное пользование кредитами, заявительный порядок регистрации бизнеса. Региональным университетам, совместно с муниципалитетами, предписывается организовать краткосрочные образовательные курсы для взрослых по актуальным вопросам начального бизнесобразования (бесплатно). Благодаря политике всемерного стимулирования частной предпринимательской инициативы, население в короткий срок справилось с трудностями, обеспечив в дальнейшем и рост всей экономики страны.
Послевоенное развитие экономик Германии, Японии, Израиля - примеры результативной политики стимулирования частнопредпринимательской инициативы. И совсем свежие примеры - Китай (с 70-х годов ) и Бразилия (с 90-х годов): государственная политика поддержки конкретных людей-предпринимателей дает ускорение развития территориям, сначала муниципалитетам, потом регионам, потом всей стране.
Наш отечественный короткий исторический опыт проведения НЭПа также свидетельствует о мощном экономическом потенциале личной предпринимательской инициативы. Сейчас самое время для оказания ей срочной помощи.
Потенциальные возможности регионов и федеральной власти лежат, прежде всего, в политической плоскости: - максимально облегчить уведомительный порядок открытия «микробизнеса», а также в фискальной сфере - обнулить налогообложение на период становления (измеряемый не в годах, а в масштабах бизнеса). Это позволит вовлечь в экономический оборот личные сбережения граждан («чулок»), суммарный объем которых сопоставим с возможностями бюджета.
Конкретно, в Ивановском регионе, с его густой сетью университетов, региональная власть могла бы обязать ВУЗы максимально расширить сеть учебно-консультационных центров по территории и ассортимент краткосрочных образовательных курсов по всем направлениям первоначальных (и более глубоких) знаний основ бизнеса для широких масс населения (предпринимателей).
Нужно легализовать «скрытую» занятость и самозанятость населения. Кроме законодательного оформления, тут нужна планомерная разъяснительная работа. Устранить «скрытую» занятость возможно, если действующие и вновь создаваемые рабочие места будут конкурентоспособны по уровню заработной платы и условиям труда. Выведение «из тени» трудовых процессов и предпринимательства позволит повысить налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Через 2-3 года окрепшие возможности бюджетного финансирования могут быть сконцентрированы на решении задач первого из вышеназванных направлений: содействия инвестиционной привлекательности развитию крупных производств.
Делаем вывод. Кроме правительственного плана антикризисных мероприятий по поддержке муниципалитетов (пусть он потихоньку выполняется), необходимо срочное принятие федерального закона (прямого действия) о начальной поддержке индивидуальных предпринимателей, а также широкая разъяснительная кампания в СМИ о возможностях нового закона. Контроль за его выполнением должен быть общественным, гласным и строгим, чтобы восстановить доверие людей к власти и их желание рисковать личными средствами к инвестированию в бизнес.
Моногорода вполне способны к саморазвитию. Новые сферы деятельности и отрасли производства могут возникнуть только под влиянием спроса (будут ликвидны). Постепенно, через 5-10 лет, возникнет многопрофильность.
Библиографическая ссылка
Ильченко А.Н. ЭКОНОМИКА МОНОГОРОДОВ НА ПУТИ ОТ КРИЗИСА К САМОРАЗВИТИЮ: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 2. – С. 127-130;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15945 (дата обращения: 23.11.2024).