Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

РОЛЬ СЕРЕДСКОГО И ТЕКСТИЛЬНОГО РАБФАКОВ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ В ВУЗЫ В 1930 ГОДЫ

Волобуева М.М.

Советское правительство проводило линию по укреплению рабочих факультетов и утверждению их в системе народного образования. Будучи общеобразовательной школой особого типа рабочие факультеты были неразрывно связаны с высшей школой. Они являлись орудием классового отбора учащихся из рабочих и крестьян, которые шли учиться от «станка» и от «сохи». Согласно директивам Пленума ЦК ВКП(б) были установлены ограничения, относительно социального состава студенчества, а также были приняты меры по привлечению женщин в средние и высшие учебные заведения. В данной статье попытаемся выявить на сколько выполнялись директивы правительства Текстильным и Середским рабфаками. Проанализируем причины отсева студентов, какой возрастной ценз преобладал и чем это было обусловлено.

Первостепенной для рабфаков являлась проблема отсева студентов. Количество отчисленных с каждым годом увеличивалось. Так, количество отчисленных в Середском и Текстильном рабфаке в 1934 году составляло 23 человека, то к 1935 году их количество увеличилось в 7 раз. Руководство рабфака пыталось противостоять поступлению неподготовленных студентов путем ввода экзаменационных испытаний по таким дисциплинам как: арифметике, русскому языку и политической грамоте. Но это не решило проблему. Основными причинами отсева оставались болезнь, неуспеваемость, длительные отпуска, прогулы и тяжелое материальное положение.

Согласно директивам правительства ограничивался социальный состав поступающих на рабфаки за счет привлечения большого количества крестьян и рабочих. Эта директива успешно выполнялась Середским и Текстильным рабфаками. Не смотря на то, что количество рабочих постоянно варьировало, то увеличивалось в 1931 году до 409 человек, то уменьшалось до 203 в 1934 году, но их количество было в 4 раза больше чем количество служащих и батраков. Количество крестьян также не являлось постоянной и стабильной величиной, она то увеличивалась к 1930 году составила 138 человек, а к 1935 году снизилось до нуля.

Проанализировав данные о возрастном цензе студентов можно сделать вывод, что преобладали студенты от 20 до 25 лет и от 18 до 20 лет. Если в 1928 и 1929 годах на рабфаке преобладали студенты возраст которых составлял от 25 лет и старше это было связано с тем, что помимо работы на предприятии студенты, которые проходили обучение на рабфаке получали стипендию и дополнительные отгулы на время сдачи экзаменов. Именно это стимулировало к получению среднего и высшего образования. А к 1930 годам, как отмечали директора рабфаков, студенческий коллектив помолодел, да и в России было введено обязательное среднее образование.

Как отмечалось ранее, правительство принимало меры по привлечению женщин на рабфаки, и было даже принято постановление «О броне для девушек». Но разрыв между количеством мужчин и женщин оставался долгое время огромным. Если количество мужчин в 1933 году составляло 54 человека, то количество женщин было в 3 раза меньше. Лишь к 1935 году этот разрыв немного сократился и составил 135 женщин против 180 мужчин. Основной причиной был запрет на получение образования, но, не смотря на это женщины начинали осознавать необходимость обучения и поэтому их количество на рабфаках с каждым годом увеличивалось.

Подводя итого отметим, что Сердский и Текстильный рабфаки выполняли директивы правительства. Директора рабфаков принимали меры, которые помогали уменьшить отсев студентов и увеличить состав женщин, а также улучшить качество подготовки будущих специалистов.


Библиографическая ссылка

Волобуева М.М. РОЛЬ СЕРЕДСКОГО И ТЕКСТИЛЬНОГО РАБФАКОВ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ В ВУЗЫ В 1930 ГОДЫ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 4. – С. 138-138;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=21199 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674