Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ФУНКЦИИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ САМОРАЗВИТИИ

Базаева Ф.У.

Как убедительно показывают исследования Н.В. Борисовой, Н.М. Борытко, С.А. Валомеева, Г.А. Медяник, И.А. Шаршова и др., самореализация составляет одну из сторон жизнедеятельности человека и занимает значимое место в его саморазвитии. Большинство исследователей полагают что целью современного воспитания в вузе должна стать подготовка человека, который обладает гуманитарным мировоззренческим потенциалом, способностями к профессиональной, социальной и интеллектуальной самореализации и демонстрирует компетентность в выполнении профессиональной деятельности.

Рассматривая категорию самореализации можно выделить два аспекта: внутренний - личностный аспект, по которому самореализация рассматривается как состояние, цель или результат, которые можно достичь в ходе личностного роста и развития человека как субъекта собственной жизни и внешний - деятельностный аспект, когда самореализация рассматривается как процесс или средство достижения жизненного успеха, в том числе и в профессиональной сфере.

Основные функции профессионально-личностной самореализации могут быть поняты исходя из учета специфики деятельности человека, многообразия отношений и общения, возможностей его саморазвития.

Рефлексивная функция самореализации будущего учителя опирается на стремление человека осознанно и творчески преобразовывать себя и окружающий мир. Самореализация побуждает будущего учителя к анализу причинно-следственных связей, рефлексии получаемых знаний, обеспечивая их глубокое и сознательное усвоение, при этом они становятся средствами дальнейшего профессионально-личностного саморазвития.

Неразвитость функции рефлексии приводит к угасанию стремления осмыслить и осознать свои возможности, потенции к отсутствию целостного представления о содержании своей деятельности и оценке своих поступков, что останавливает профессионально-личностное саморазвитие. Преобладание этой функции в ущерб другим приводит к утомляемости студентов, к повышенной самокритичности, к потере интереса к деятельности, что не способствует профессионально-личностному саморазвитию.

Ценностная функция самореализации позволяет будущему учителю оценивать и усовершенствовать себя как главный фактор, обусловливающий качество своего бытия.

Неразвитость ценностной функции ведет к тому, что человек «теряется в жизни», предпочитает действовать только под чьим-либо руководством, не проявляя никакой самостоятельности. В то же время чрезмерное развитие данной функции может привести к ситуации, когда студенты не в состоянии соотнести свои ценности с реальными возможностями, которые не соответствуют их потенциалу, и в результате теряется интерес к профессиональному обучению; они становятся безучастными ко всему, происходящему на занятиях.

Коммуникативная функция самореализации будущего учителя связана с потребностью понимать окружающих и, в свою очередь, взаимодействовать с ними. Неразвитость коммуникативной функции приводит к замкнутости человека, к безразличию к себе и окружающим. Такие учащиеся, как правило, обладают слабыми предметными знаниями и умениями. Преобладание этой функции приводит к отсутствию взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и учащимися, а это не способствует развитию самореализации.

Мотивационная функция самореализации позволяет при наличии достаточно сильных и устойчивых положительных мотивов побудить человека к саморазвитию, самосовершенствованию.

Неразвитость мотивационной функции приводит к отсутствию внутреннего побудителя, интереса к профессиональному обучению, к снижению стремления к личностному самосовершенствованию, саморазвитию. В то же время чрезмерное развитие данной функции может привести к тому что человек чувствует себя уверенно только в профессиональной деятельности, и все остальное для него перестает существовать.

Функция формирования опыта связана с погружением будущего учителя в содержание своей жизни, т.е. речь идет об обучении способом индивидуального и общественного бытия через организацию жизни в вузе и конкретной социальной активности, об отборе форм и методов такого бытия, что позволяет эффективно развивать необходимые навыки, умения, привычки, актуализирует творческие
способности.

Неразвитость функции формирования опыта самореализации ведет к несостоятельности, к неуверенности, к неопределенности будущего учителя в жизни, к слабым знаниям, неспособности работать с детьми. Преобладание этой функции приводит к излишней самодостаточности будущего учителя, невосприимчивости его к мнению окружающих, завышенной самооценке.

Структура указанных выше функций проявляется в их соподчинении. Проявление самореализации будущего учителя зависит от содержания деятельности, определяющей доминирование той или иной функции. В процессе педагогического целеполагания ведущей становится мотивационная функция самореализации (она создает условия для самореализации); определение направленности цели опосредуется реализацией коммуникативной и ценностной функции. Остальные две функции являются качественным показателем самореализации будущего учителя. В целом взаимообусловленность функций отражает роль составляющих процесса самореализации.


Библиографическая ссылка

Базаева Ф.У. ФУНКЦИИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ САМОРАЗВИТИИ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 4. – С. 143-144;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=21201 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674