Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,736

ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В УСТАВАХ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

Егорова Ю.А. Терентьев М.С.

С целью изучения особенностей целеполагания анализу подверглись целевые блоки Уставов 34-х российских государственных вузов (см. «Список литературы»).

Путем качественного и количественного анализа установлено 48 целей.

На основе процедуры ранжирования (учитывалась частота повторения целей; наиболее часто повторяющейся цели присваивался более высокий ранг) была установлена иерархия целей, в которой 48 целей распределились по 12 рангам.

Ранг № 1 присвоен цели «Удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского дополнительного профессионального образования» (она имеет место во всех Уставах).

Ранг № 2 присвоен цели «Распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня» (она имеет место в 33-х Уставах).

Ранг № 3 присвоен трем целям (они имеют место в 25 Уставах):

3.1. «Удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации».

3.2. «Организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования».

3.3. «Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников».

Ранг № 4 присвоен цели «Накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества» (она имеет место в 22-х Уставах).

Ранг № 5 - цели «Формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии» (имеет место в 16 Уставах).

Ранг № 6 - цели «Подготовка, переподготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации, профессиональная переподготовка и повышение квалификации преподавательского состава учебных заведений, специалистов разных отраслей хозяйства» (имеет место в 13 Уставах).

Ранг № 7 - цели «Развитие наук посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе» (имеет место в 11 Уставах).

Ранг № 8 - цели «Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества» (имеет место в 10 Уставах).

Ранг № 9 - цели «Разработка и издание учебников, учебных пособий, монографий и другой печатной продукции» (имеет место в 6 Уставах).

Ранг № 10 - цели «Участие в международных научных, образовательных и культурных связях» (имеет место в 4-х Уставах).

Ранг № 11 присвоен четырем целям (они имеют место в 2-х Уставах):

11.1. «Физическая подготовка и укрепление здоровья обучающихся и сотрудников университета».

11.2. «Осуществление функций по защите государственной тайны и информации».

11.3. «Создание обучающимся необходимых условий для получения качественного образования всех его уровней и в разных формах».

11.4. «Подготовка специалистов, сочетающих глубокие профессиональные знания и способность решать научные и практические задачи с высокой культурой и гражданской активностью».

Ранг № 12 присвоен тридцати двум целям (они имеют место в одном Уставе):

12.1. «Подготовка и переподготовка кадров в сфере защиты информации в соответствии с имеющимися лицензиями».

12.2. «Обеспечение высокого качества образовательной деятельности».

12.3. «Удовлетворение потребностей учебных заведений и других организаций и предприятий разных форм собственности в квалифицированных специалистах с высшим образованием».

12.4. «Осуществление научных исследований, направленных на решение проблем образования и отраслей хозяйства региона».

12.5. «Поиск и воспитание среди молодежи талантливых и творческих личностей, изобретателей и рационализаторов».

12.6. «Гармоничное воспитание интеллигенции, сочетающей профессиональную компетентность, гражданскую зрелость и высокую общую культуру».

12.7. «Защита интеллектуальной собственности».

12.8. «Проведение и обеспечение мероприятий по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

12.9. «Гармоничное развитие личности и характера, развитие высших духовных и человеческих качеств, способностей понимания, суждения, критического осмысления и самовыражения, способности к сотрудничеству».

12.10. «Удовлетворение потребностей общества, государственных и негосударственных образовательных учреждений, учреждений другого профиля города Москвы и Российской Федерации, иных социальных партнеров в специалистах с высшим профессиональным образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации».

12.11. «Развитие творческой активности научно-педагогических работников и обучающихся».

12.12. «Участие в формировании и модернизации столичной системы среднего общего, среднего, высшего и дополнительного профессионального, дополнительного образования, соответствующего международным, российским стандартам и требованиям социально-экономического и социокультурного развития города Москвы».

12.13. «Теоретическая разработка и практическая реализация модели подготовки гражданина, обладающего высоким уровнем общей и профессиональной культуры, гражданственности, профессиональной направленностью личности, способностью к выбору и освоению образовательных программ, адаптированных к индивидуальным особенностям и профессиональным устремлениям».

12.14. «Теоретическое обоснование и практическая апробация новых аспектов содержания и технологий образования (обучения, воспитания и развития личности обучающегося) в рамках государственного стандарта высшего профессионального образования, государственных требований к послевузовским профессиональным и дополнительным образовательным программам с учетом региональных особенностей системы образования в городе Москве».

12.15.  «Воспитание обучающихся на основе принципов, вытекающих из гуманистического характера образования и приоритета общечеловеческих нравственных ценностей, путем организации их совместной образовательной, научной, общественной и иной деятельности с профессорско-преподавательским составом и другими категориями сотрудников».

12.16. «Оказание информативно-аналитических и маркетинговых услуг, экспертной и консультативной помощи органам управления, учреждениям, организациям и отдельным гражданам города Москвы, других субъектов Российской Федерации».

12.17. «Разработка концепции и осуществление преемственной связи в развитии и совершенствовании региональной системы образования».

12.18. «Содействие развитию отечественной культуры».

12.19. «Воспитание у обучающихся чувства патриотизма, любви и уважения к народу, национальным традициям и духовному наследию России, бережного отношения к репутации Университета».

12.20. «Участие в организации и осуществлении непрерывного образования».

12.21. «Повышение роли гуманитарного направления в процессе образования».

12.22. «Распространение гуманистического мировоззрения и знаний».

12.23. «Инновационная деятельность в области образования, научной и научно-технической деятельности, производства научно-технической продукции и услуг».

12.24. «Реализация воспитательных задач, вытекающих из гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих и нравственных ценностей».

12.25. «Сохранение и развитие интеллектуального потенциала Университета, его научных школ, академических прав и свобод».

12.26. «Повышение конкурентоспособности и экономической безопасности Университета путем осуществления надлежащей правовой охраны и коммерческой реализации объектов интеллектуальной собственности Университета».

12.27. «Развитие материально-технической базы для образовательного процесса и научных исследований».

12.28. «Содействие развитию единой образовательной информационной среды Российской Федерации, проведению единой государственной политики информатизации, формированию основ информационного общества».

12.29. «Формирование информационно-технологической инфраструктуры системы образования, интеграция информационных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс».

12.30. «Поддержка и координация применения информационных и сетевых технологий, предоставление услуг связи в социально значимом секторе экономики и общества».

12.31. «Совершенствование социальной и внеучебной работы со всеми категориями обучаемых, забота о сохранности жизни и здоровья, о физическом воспитании студентов и слушателей».

12.32. «Выпуск малотоннажной, наукоемкой, мелкосерийной и программной продукции».

Проведенное исследование показывает необходимость продолжить научные изыскания в данном направлении.

Список литературы

Уставы ГОУ ВПО:

  1. Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. - URL: http://astu.secna.ru/russian/about_ASTU/ustav/
  2. Архангельский государственный университет.
  3. Байкальский государственный университет экономики и права.
  4. Благовещенский государственный педагогический университет. - URL: http://www.bgpu.ru/site/content/docs/ustav.html.
  5. Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского. - URL: http://www.brgu.ru/index.php?id=221.
  6. Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ имени В.В. Куйбышева). - URL: http://www.fentu.ru/content/view/663/159/
  7. Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского.
  8. Ивановский государственный университет. - URL: http://ivanovo.ac.ru/win1251/document/ystav.doc.
  9. Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева. - URL: http://www.kai.ru/univer/elabuga/stat.html.
  10. Казанский государственный технологический университет.
  11. Красноярский государственный университет. - URL: http://rrc.dgu.ru/res/www.lan.krasu.ru/common/ustav.html.
  12. «МАТИ» - Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского. - URL: http://www.mati.ru/officiall/ustav.html.
  13. Магнитогорский государственный университет.
  14. Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет).
  15. Московский городской педагогический университет. - URL: http://www.mgpu.ru/materials/WEBMASTER/Ustav2007.pdf.
  16. Московский автомобильно-дорожный институт. - URL: http://www.madi.ru/information/ustav/1.shtml.
  17. Мордовский государственный университет.
  18. Новосибирский государственный уни_верситет.
  19. Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.
  20. Пермский государственный университет. - URL: http://www.psu.ru/general/doc/ustav/1.html.
  21. Российский государственный университет туризма и сервиса.
  22. Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина.
  23. Российский университет дружбы народов. - URL: http://www.rudn.ru/?pagec=782
  24. Санкт-Петербургский государственный университет.
  25. Самарский государственный медицинский университет.
  26. Самарский государственный технический университет.
  27. Сибирский государственный университет физической культуры и спорта.
  28. Таганрогский государственный радиотехнический университет.
  29. Тверской государственный университет.
  30. Тюменский государственный нефтегазовый университет.
  31. Ульяновский государственный университет.
  32. Уральский государственный университет им. А.М. Горького.
  33. Читинский государственный университет. - URL: http://www.chitgu.ru/info/university/normative/ustav/part1.
  34. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова.

Библиографическая ссылка

Егорова Ю.А., Терентьев М.С. ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В УСТАВАХ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 4. – С. 145-148;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=21203 (дата обращения: 22.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074