Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ЛИЧНЫЕ ДЕЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Магсумов Т.А.

Участники педагогического процесса традиционно вызывают интерес у историков, занимающихся проблемами образования. Среди источников, дающих информацию о педагогическом и служебном персонале учебных заведений России рубежа XIX-XX вв., особый интерес представляют формулярные списки о службе преподавателей. Это своего рода «личные дела» лиц, состоящих на государственной службе, в т.ч. преподавателей. К концу XIX в. форма таких списков стала достаточно устойчивой, формуляры печатались шаблонно, данные о преподавателе просто вписывались в него. Каждый формулярный список имел титульный лист с заголовком, например «Формулярный список о службе преподавателя строительных наук и черчения Казанского промышленного училища коллежского асессора Константина Саввиновича Олешкевича». Представленная в них информация была однотипной и излагалась в определенном порядке. Сведения о педагоге фиксировались в графах, каждая из которых несла определенную информацию, соответственно которой озаглавливалась. В них указывались чин, возраст (дата рождения), вероисповедание, происхождение, имеющиеся знаки отличия (государственные награды), образование (место получения и специальность), послужной список (предыдущие места работы с указанием должностей, в т.ч. командировки), был ли в походах против неприятеля, в отпусках, в отставке. В графе о семейном положении представлялись подробные сведения о жене или муже (происхождение, вероисповедание, возраст) и указывались имена и даты рождения детей. Помимо формулярного списка в личном деле преподавателя могли храниться и другие документы, такие как заявления, характеристики, наградные листы, свидетельства о политической благонадежности, приказы, касавшиеся работы педагога в текущем учебном заведении. К сожалению, личные дела и формулярные списки, с одной стороны, сохранились в архивах не на всех преподавателей, а с другой стороны, не позволяют проследить дальнейшую судьбу педагогов, так как при смене работы передавался и формулярный список. Это затрудняет анализ данной группы источников. Отметим, что формулярные списки о службе и личные дела преподавателей имеют самостоятельное источниковое значение, т.к. содержащиеся в них сведения больше нигде не дублируются. Это также довольно емкий источник информации, который позволяет сквозь сухие и скупые факты и цифры увидеть конкретного действующего педагога, проследить его судьбу, осветить многие стороны жизни преподавателей профессиональных учебных заведений.

Работа представлена на Международную научную конференцию «Культурное наследие России и современный мир», Дубай (ОАЭ), 15-22 октября, 2010. Поступила в редакцию 21.08.2010г.


Библиографическая ссылка

Магсумов Т.А. ЛИЧНЫЕ ДЕЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 4. – С. 176-176;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=21214 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674