Исследование множества типов и конструкций подвесок современных автомобилей, а также новых конструкторских разработок ведущими автомобилестроительными компаниями даёт представление о целесообразности применения различных конструкций подвесок на автомобилях различного класса и назначения. В процессе работы автор использовал материалы по устройству и технической эксплуатации различных типов и марок автомобилей отечественного и зарубежного производства, а также множественные ресурсы интернета. Доклад снабжен поясняющими схемами и рисунками.
В конструкции машины подвеска - один из самых ответственных узлов, ведь она выполняет множество разнообразных функций. От нее зависят управляемость и устойчивость автомобиля, плавность хода, наконец, именно подвеска связывает колеса и кузов, подвеска положительно влияет на устойчивость и управляемость автомобиля, его плавность хода. Существует множество типов подвесок, имеющих свои недостатки и преимущества.
Зависимая подвеска проще, дешевле, имеет постоянную колею, но в то же время балка не является подрессоренной, поэтому назвать легкой эту подвеску нельзя. Независимые подвески имеют гораздо больше преимуществ, поэтому и распространены шире. Они различаются по количеству рычагов: однорычажные (McPherson), двухрычажные, многорычажные. Чем легче колеса, мосты, рычаги и другие элементы подвесок, которые непосредственно воспринимают неровности дороги, тем мягче по ним проплывает кузов. Для снижения веса подвески и колес автомобиля все чаще применяются новые легкие материалы (алюминий, магний, титан), комбинированные конструкции из разных материалов. Широкое применение легких материалов в шасси и кузове снизило вес нового автомобиля Honda Legend на 38 кг. Шасси новой Legend характеризуется применением двухрычажной подвески спереди и многорычажной сзади. В рамках международного проекта ULSAS (ультралегкие автомобильные подвески) фирма Lotus Engineering в 2000 году разработала четыре типа подвесок из высокопрочных сталей, обладающих большим потенциалом развития:
- подвеска на связанных рычагах,
- подвеска на амортизационных стойках,
- подвеска на сдвоенных поперечных рычагах,
- многорычажная подвеска.
Зависимые подвески отличаются высокой прочностью и большими ходами колес, но по ряду не в состоянии обеспечить высокой плавности хода и хорошей управляемости. Поэтому на современных легковых машинах подобная ходовая часть практически не применяется. Более распространенные модели все чаще оборудуются независимыми подвесками, работающими заметно точнее. Подвеску на двойных поперечных рычагах по праву можно назвать классической. Главный её недостаток в том, что она достаточно громоздка. Еще более широкими возможностями настройки обладает многорычажная подвеска. Полунезависимая подвеска представляет собой продольные рычаги, соединенные упругой поперечной балкой. Такая схема проста и надежна ,обеспечивает приемлемую управляемость и плавность хода, но достаточно жёсткая. МакФерсон или «качающаяся свеча», пожалуй, самая распространенная на современных легковых автомобилях. Здесь амортизатор и упругий элемент объединены в единую стойку. Рессорная подвеска характеризуется тем, что трение между ее листами так велико, что успешно гасит колебания кузова и позволяет иногда обойтись без амортизаторов. Но со временем ее размеры, масса и неважная плавность хода перестали удовлетворять запросам потребителей. Сегодня наиболее популярна пружинная подвеска. Здесь роль упругого элемента выполняет витая пружина - легкая, дешевая и компактная. Но в такой подвеске без рычагов не обойтись, да и плавность хода не на самом высоком уровне. Лучшую плавность хода обеспечивают пневматические и гидропневматические упругие элементы.
В этом случае толчки от дороги воспринимает воздух или специальный газ. Причем, регулируя давление газа (или жидкости для гидропневматики), можно не только добиться высокого комфорта для пассажиров, но и сохранять постоянный дорожный просвет в соответствии с дорожной обстановкой.
Представленная работа может быть использована при изучении устройства автомобилей по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта».
Библиографическая ссылка
Подгородниченко Р.Ю., Пузиков А.Я. ПОДВЕСКА СОВРЕМЕННОГО АВТОМОБИЛЯ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 7. – С. 177-178;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27224 (дата обращения: 23.11.2024).