Реализация принципов устойчивого развития в качестве приоритетной задачи предполагает обеспечение конституционных прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду, а также обеспечение населения необходимой экологической информацией.
Одним из новых инструментов в области охраны окружающей среды является экологический аудит. Он представляет собой вневедомственную, независимую проверку и оценку документированной информации об объекте исследования и выявление соответствия определенным критериям. В качестве критериев рассматриваются отдельные нормы экологического права.
В России правовая и нормативная база экологического аудита только начинает формироваться и способно сыграть исключительную роль в разрешении экологических проблем, особенно в условиях выхода страны из социально-экономического кризиса. Так, благодаря этому виду деятельности в относительно короткие сроки можно добиться следующих результатов:
- повысить эффективность использования сырьевых и энергетических ресурсов, уменьшая тем самым отрицательное воздействие действующего производства на окружающую среду там, где это сегодня возможно, главным образом за счёт уже имеющихся методов и средств, а также за счёт методов и средств, не требующих значительных дополнительных затрат;
- обосновать необходимость и возможность концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных и результативных в настоящее время направлениях экологической деятельности, в том числе связанных с приватизацией и инвестициями в экономику страны;
- уменьшить экономические риски и предотвратить развитие чрезвычайных ситуаций.
Особенно это актуально в особо охраняемых территориях, уникальных природных экосистемах территорий ресурсосберегающего и рекреационного назначения в зоне техногенного воздействия к которым относится и территория Якутии. Опыт проведения экоаудита в ООПТ в России уже имеется.
В процессе проведения экологического аудита этих территорий достигается:
- разработка принципиальных схем процедуры экологического аудита экосистем ООПТ;
- систематизация материалов характеризующих экологическое состояние экосистем ООПТ и прилегающих промышленных узлов;
- разграничение зоны повреждений лесных массивов в пределах территории ПТ;
- исследование степени информативности почвенных и биологических показателей в отношении состояния лесных экосистем;
- анализирование факторов, затрудняющих использование показателей состояния природной среды при проведении экологического аудита.
В результате будет разработана новая методология экологического аудита ООПТ и создана принципиальная схема процедуры экологического аудита особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Якутии.
За рубежом и в России имеется масса примеров подобных мониторингов особо охраняемых природных территорий. Для развития экологического аудита ООПТ в Республике Саха Якутия, необходимо начать с «ресурсных резерватов» (их более 100), заповедников и природных парков. Используя опыт проведения экологического аудита в особо охраняемых природных территориях (ООПТ) в России, есть возможность применения подобного опыта в Якутии, что поможет решить многие вопросы, связанные с нормативно правовыми и экологическими проблемами. Принятие «Схемы комплексного развития призводительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г.» предполагает интенсивное освоение природных ресурсов и в связи с этим было бы резонно проведение экоаудита во всех ООПТ республики.
Библиографическая ссылка
Пинигин В.Я. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА В РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИИ) И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОВЕДЕНИЯ В ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ (ООПТ) // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 59-60;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27616 (дата обращения: 06.12.2024).