В настоящее время в научной литературе много говорится о формировании профессионализма педагогической деятельности. И это не случайно, так как от профессионализма учителя в большой степени зависит развитие российского образования.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что существуют различные подходы к определению понятия «профессионализм». Так, профессионализм рассматривается, как умение педагога видеть и формулировать педагогические задачи, применять методологию и методы специальных наук для диагноза и прогноза при решении задач. Профессионализм является показателем качества подготовки специалиста в решении специальных задач в области интеллектуальной деятельности и творчества.
По мнению многих ученых, профессионализм - это свойство личности педагога, отражающее уникальную для каждого педагога содержательное наполнение входящих в состав педагогической деятельности компонентов профессионально-педагогической компетентности, нравственности, инициативы и педагогического мастерства. Профессионально-педагогическая компетентности в педагогике раскрывается через такие понятия, как владение, обладание учителем компетенциями, включающими знания, умения, навыки, способы деятельности, а также личностное отношение педагога к ним и предмету деятельности.
Профессионализм педагогической деятельности заключается в том, что педагог владеет искусством средствами своего предмета формировать у учащихся готовность к продуктивному решению задач. С понятием профессионализм тесно связано понятие «педагогическое мастерство», рассматриваемое как качественный уровень профессиональной деятельности, имеющей творческий характер, ориентированный на социально значимый конечный результат (цель) и оптимальный процесс его достижения. Традиционно педагогическое мастерство рассматривается как совокупность эрудиции, способностей и педагогической техники.
Основу профессионализма составляют профессиональные знания, включающие знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение интегрировать полученные знания для решения педагогических задач, анализа педагогических ситуаций.
Педагогические способности - это ансамбль свойств личности, отвечающий требованиям педагогической деятельности и обеспечивающий легкое овладение этой деятельностью и достижение в ней высоких результатов. Обобщая различные подходы к определению педагогических способностей, мы выделили следующие группы профессионально значимых способностей учителя:
1) гностические - способности к изучению, исследованию педагогических объектов, предметов, явлений;
2) проектировочные - способности определять, формировать цели и задачи педагогической деятельности;
3) конструктивные - способности в планировании педагогической деятельности в соответствии с целями и задачами;
4) организаторские - способности организовывать свою деятельность и деятельность учащихся;
5) перцептивные - способности, позволяющие понимать субъекта на основе чувственного восприятия другого;
6) коммуникативные - способности к эффективному общению с учащимися;
7) креативные - способности учителя к творчеству.
Основными структурными компонентами профессионализма являются: профессиональное мышление (развитие интеллектуальных умений); профессиональная направленность (положительное отношение педагога к профессии, проявление интереса к ней, желание совершенствования); профессиональная подготовка; профессиональное мастерство; профессиональная деятельность и профессионализация (профессиональное обучение и воспитание).
В повседневной жизни в школе учитель решает множество разнообразных задач в практической деятельности, поэтому так необходимо развитие его профессионализма, которое может осуществляться через организацию и проведение семинаров, обучающих игр, тренингов, «круглых столов» по обмену педагогическим опытом. В процессе их проведения учителя формируются профессионально и личностно значимые качества и способности.
На современном этапе развития школьного образования, когда все больше учителей овладевают и активно внедряют в образовательный процесс педагогические технологии, появилась необходимость формировать и развивать рефлексивные умения, которые являются основными при организации исследовательской и экспериментальной работы, при описании опыта и т.д. Следует отметить, что развитию профессионализма учителя физической культуры способствует организация самообразования учителей. Самообразование учителей следует рассматривать как условие, обеспечивающее непрерывность процесса совершенствования профессиональных знаний, как средство индивидуализации содержания занятий с учетом профессиональных интересов и потребностей. Таким образом, целенаправленная подготовка учителя физической культуры в вузе и организация самообразовательной деятельности в его практической профессиональной деятельности в школе будет способствовать становлению и развитию профессионализма учителя, а это, в свою очередь, обеспечит высокое качество отечественного образования.
Библиографическая ссылка
Быков Е.С., Майбородов К.В. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 159-160;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27780 (дата обращения: 04.12.2024).