Современная ситуация в отечественном образовании характеризуется интенсивными поисками путей обновления его содержания, созданием оригинальных методов и средств воспитания и обучения, применением новых форм организации педагогического процесса. Особое внимание уделено организации системы дошкольного образования. Современное дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. С целью формирования психологически здоровой, адаптированной личности дошкольника организуется система профилактических мероприятий, организуемых психологом, логопедом, педагогом, дефектологом. Всю систему комплексной работы по сохранению и креплению здоровья в дошкольном образовательном учреждении можно представить в виде модели. Так, например, рассмотрим «Модель организации адаптационного периода для детей».
Работа воспитателя до встречи с детьми: воспитатель собирает информацию о статусе ребенка через анкетирование и тестирование родителей, воспитателем группы раннего возраста. Взаимосвязь со специалистами ДОУ, медицинскими работниками. В рамках сотрудничества с педиатром, психоневрологом проводится работа медицинской сестры и учителя-логопеда ДОУ, которые имеют доступ к информации об анамнезе, раннем речевом и моторном развитии, заболеваниях до года и после года, отраженной в медицинской карте ребенка. Через месяц после поступления в учреждение, после адаптации в детском саду, ребенок обследуется специалистами: учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.
Вся информация о вновь прибывших детях в ДОУ формируется в специально созданный банк данных о воспитанниках учреждения. Специалисты ДОУ по окончании обследования проводят анализ полученной информации, составляют списки детей попадающих в «группу риска» и проводят повторное обследование «проблемных детей». Логопед совместно с воспитателями групп составляют и реализуют индивидуальную коррекционную программу совместных действий родителей и специалистов по коррекции проблем ребенка, направляют ребенка на консультации к врачам, которые назначают необходимое лечение. Особое внимание в работе с ребенком уделяется динамической диагностике, которая свидетельствует об эффективности работы специалистов учреждения, а именно о снижении тяжести речевого и психического нарушения у детей дошкольного возраста, компенсации нарушения в психофизическом развитии малыша и предупреждение отклонений. По результатам проведенной работы специалистами ДОУ формируются данные о ребенке, которые передаются в школу.
Таким образом, в современном ДОУ необходимо осуществление индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников. Для обеспечения целенаправленного сопровождения воспитанников необходимо проводить комплексную диагностику развития ребенка; разработку индивидуальных программ развития; осуществлять планирование и проведение подгрупповых, групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с учетом рекомендаций специалистов; организовывать развивающее пространство; консультативно-просветительскую и профилактическую работу с родителями и педагогами ДОУ. Вся эта система работы позволяет определить индивидуальный маршрут коррекционной помощи ребенку и прогнозировать его дальнейшее развитие.
Библиографическая ссылка
Демиденко О.П., Падалкина Ю.С. МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ФУНКЦИИ И МОДЕЛИ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 167-167;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27792 (дата обращения: 04.12.2024).