Каждый учитель, проводя проверку знаний и умений учащихся, сталкивается с ошибками, которые допускают ученики. Возникают закономерные вопросы: «Что лежит в основе ошибки? Просчет учителя, недоработки ученика, или то и другое вместе? Почему возникают ошибки, можно ли их избежать, и как их исправить»?
Анализ практической работы учителей математики позволил выделить следующие типы ошибок.
1. Отсутствие владения ключевыми понятиями.
2. Ошибки, возникающие вследствие неправильности речи.
3. Ошибки в вычислениях.
4. Ошибки в преобразованиях.
Этот перечень ошибок далеко неполный. Причем, как правило, большая часть ошибок совершается учащимися в самых простых заданиях.
Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся - неотъемлемая часть деятельности каждого учителя. Своевременность и тщательность этой работы - залог высоких результатов обучения. Большинство практикующих учителей справедливо считают, что ошибку легче предупредить, нежели исправить.
В своем исследовании мы использовали следующие приемы предупреждения ошибок.
- Развитие навыков самоконтроля.
- Знакомство учащихся с полезными советами, например, проверь, правильно ли списано условие; контролируй процесс решения не только с начала, но и с конца; проверяй каждый отдельный этап решения.
- Систематический контроль со стороны учителя.
- Система задач, которая должна отвечать следующим требованиям: математическим (освоение математического материала, овладение математической деятельностью); психологическим (психологическая комфортность, индивидуализация); организационным (форма выполнения, цель выполнения).
Систематическая работа по предупреждению и устранению недостатков и пробелов в знаниях учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения.
Библиографическая ссылка
Косцова О.С., Коркина П.С. УЧИТЬ ЛИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОШИБКАХ? // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 179-179;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27808 (дата обращения: 06.12.2024).