Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Кучеренко М.

Педагогическая культура является частью обще человеческой культуры. В ней воплощены духовные ценности образования и воспитания (педагогические знания, теории, концепции, накопленный педагогический опыт, профессиональные этические нормы) и материальные (средства обучения и воспитания), а также способы творческой педагогической деятельности, которые служат социализации личности в конкретных исторических условиях. Педагогическая культура учителя является системным образованием. ее главными структурными компонентами являются: педагогические ценности, творческие способы педагогической деятельности, опыт создания учителем образцов педагогической практики с позиций гуманизма.

Показателями высокого уровня сформированности педагогической культуры следует считать:

- гуманистическую направленность личности педагога;

- психолого-педагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление;

- образованность в области предмета, учитель преподает, и владение педагогическими технологиями;

- опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую);

- культуру профессионального поведения (педагогического общения, языка, внешнего вида).

Личностно-ориентированное обучение и воспитание младших школьников возможно лишь при условии сформированности у современного учителя высокого уровня педагогической культуры и ее этики. В основе этики учителя лежат гуманистические ценности. Любовь к людям, доброта, доверие, понимание позиции другого, стремление к саморазвитию и самоактуализации, открытость к новому опыту и т.д. Гуманистическая природа педагогической этики имеет значение для правильной постановки учителем задач, выбор форм и методов обучения, помогает отыскать правильную линию в каждой уникальной ситуации деятельности.

На основе указанных показателей установлены уровни сформированности профессионально-педагогической культуры: высокий, средний, низкий.

Педагогическая культура в реальном педагогическом процессе проявляется в единстве с общекультурным и нравственными проявлениями личности педагога.

Культура внешнего вида идеального учителя - это его неотъемлемая часть. Она исполняющая функцию: способствует воспитанию художественно-эстетических вкусов учащихся и гармонично олицетворяет профессиональную деятельность учителя.

Еще одной важной характеристикой деятельности учителя является его речевая культура. Язык - важнейшее средство общения учителя с учениками, главный инструмент педагогического труда. Она является средством непосредственного воздействия на сознание и поведение учащихся. Важными в речи педагога является постановка голоса, его тон. С учениками нужно разговаривать так, чтобы они чувствовали в языке педагога его волю, душу и культуру.

Взыскательный к проявлению деловой этики учителя является именно младшие школьники, как показали результаты опроса. Дети этой возрастной группы высоко ценят моральные качества учителя, практически игнорируя профессиональные. Ученики подчеркнули, что они уважают учителя за его доброту, кротость, справедливость, умение хорошо учить и понять проблемы ученика. Такие высокие требования к учителю начальных классов со стороны детей объясняются их возрастными потребностями и особенностями.

Но учителя начальных классов имеют трудности в сфере взаимодействия с учащимися. Осложнения чаще всего возникают при следующих обстоятельствах: нарушение учениками дисциплины на уроке отвлечение внимания детей во время урока; драка на переменах; детская зависть; неряшливость некоторых детей и т.д.

Неправильная этико-педагогическая поведение в таких случаях может провоцировать возникновение конфликтов. На основе вышесказанного можно удалить такие ошибочные действия учителя:

Манипулирования восприятием ситуации - свидетельство неправильного осознания, искажения фактов. О таком восприятия ситуации учителем свидетельствуют его фразы: «Ты никогда не выполняешь домашнее задание», «Ты всегда забываешь свой дневник дома», «В твоем диктанте множество ошибок» и другие. Категоричность высказываний усиливает их негативное содержание, вызывает у воспитанника образа, желание отомстить, неверие в собственные возможности. Итак, в результате таких действий учитель достигает результата, противоположный ожидаемому.

Актуализация неприятных воспоминаний характерна тогда, когда учитель напоминает ученику о прошлых проблемах, которые еще болезненно отзываются. Лишенные воспитательного воздействия фразы учителя вроде: «Я думала, это был единичный случай, а это, оказывается, твой характер», «Я тебя защищала от нападок одноклассников, а теперь понимаю, что этого не следовало делать» разрушают личность,на бессознательном уровне актуализируют негативные чувства и воспоминания.

Прямое противопоставление сторон типичное для ситуаций, когда учитель стремится продемонстрировать свое превосходство, но делает это неумело, унижая достоинство воспитанников, их право на самостоятельность и самоопределение. Такова его позиция прячется за словами: «Я учитель, а вы - только ученики», «Я человек взрослый и поэтому знаю лучше» и др.

Расхождение во мнениях - зачастую оказывается в случаях оценки знаний и поведения учащихся, когда оценка за поведение переносится на знания учеников или безосновательно занижается без необходимых объяснений.

Неправильная оценка ситуации учителем нередко является причиной недоразумения с учениками. Например, во время урока кто-то громко засмеялся, дети отвлеклись, внимание переключилось на весельчака. Подобная ситуация - вызов педагогу как профессионалу. Ее можно включить в контекст урока, а можно, вопреки этике, начать морализировать, делать замечания, задавать звонки за поведение и т.д.

Стереотипность поведения - в ситуациях, требующих нравственного выбора, нередко выражается в унижении учащихся, попытке манипулировать ими, запугать или вызвать тревогу перед возможным наказанием.

Перенос норм поведения взрослых на взаимоотношения с воспитанниками - нарушение логики и динамики развития ребенка, чрезмерная требовательность способствует утверждению авторитарного стиля общения с ними. Осознание собственной право-
ты - провоцирует педагога во взаимодействии с учениками на использование приемов торможения их поведения запугивания, угрозы, осуждение и т.п.

Итак, этико-педагогические ошибки учителя должны не только ситуативный, случайный характер, но и закрепляются на уровне сознания. Умений и навыков молодого педагога, влияющих на его профессиональную карьеру, последующую педагогическую деятельность. В общем, они негативно влияют на выработку стратегии педагогической деятельности, тактики профессионального педагогического воздействия. Такие учителя недовольны результатами своего труда, но причины этого ищут не в себе, а в объектах внешнего окружения.

В условиях личностно-ориентированного обучения возникает необходимость в основу критериев эффективной педагогической деятельности ввести не только оценки успехов в учебе ребенка, но и соответствующие измерения усилий учителя по мотивации этой деятельности, педагогической культуры, этической компетентности.

Эффективность профессиональной подготовки будущих учителей существенно зависит от организационных форм учебной работы. Основными формами организации учебного процесса в вузе являются: лекции, практические, семинарские, лабораторные занятия, спецкурсы, спецсеминары, факультативы, педагогическая практика, консультации, коллоквиумы, контрольные, курсовые и дипломные работы. Особое значение в получении профессиональных умений должно педагогическая практика и спецкурсы и семинары.

Профессия учителя всегда была одной из самых почетных в нашей стране. Она наполнена большим идейным содержанием, ибо тесно связана с решением главных задач общества.

Именно поэтому, профессиональная подготовка учителей начальных классов, осуществляемая в вузы, предполагает свободное владение способами методической деятельности, готовность к полноценной реализации образовательно-воспитательного и развивающего эффекта действующей школьной программы.

Список литературы

  1. Логаческая С.П. Дойти до каждого ученика / под ред. А.Я. Савченко. - Киев: Радянська школа, 1990.
  2. Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. - М.: Педагогика, 1983. - 144 с.
  3. Психолого-педагогічніфакторипідвищенняпрофесійноїмайстерностівчителя-вихователя: тезиВсеукраїнськоїнауково-практичноїконференції 16-17 листопада 1995 року / О.А. Дубасенюкта ін. - Житомир: ЖДПІ, 1995. - 328 с.
  4. Формуваннявиховнихуміньмайбутніхпедагогів / за ред. О.А. Дубасенюк, А.В. Іванченка. - Житомир, 1996.

Библиографическая ссылка

Кучеренко М. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 179-180;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27809 (дата обращения: 04.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674