Формирование понятий - сложный психологический процесс, протекающий часто по следующей схеме: ощущения - восприятие - представление - понятие, то есть обычно разделяют этот процесс на две ступени: чувственную и логическую, заключающуюся в переходе от представления к понятию с помощью обобщения и абстрагирования.
Чувственная ступень в процессе формирования понятий соответствует первому этапу пути познания вообще, то есть «живому созерцанию», и поэтому ее осуществление требует применения наглядности, как самостоятельного источника знаний.
Проведённое нами исследование, свидетельствует о том, что наглядность может эффективно использоваться на всех этапах формирования математических понятий с целью:
- актуализации опорных знаний;
- создания проблемной ситуации, для мотивации изучения понятия;
- установления связи с жизнью и другими понятиями курса;
- иллюстрации изученного понятия;
- создания ситуации на поиск ошибок;
- формирования системности знаний.
Таким образом, в условиях использования наглядности понятие является результатом внутренних действий обучающихся при непосредственном восприятии объектов изучения с математическими знаниями.
От умелого и своевременного использования наглядности зависит осмыслённость, ясность и прочность знаний, чем больше затрагивается различные органы чувств (зрительных, слуховых, речедвигательных, моторных), тем точнее, полнее отражаются предметы и явления в совокупности их свойств и частей.
В связи с развитием ИКТ, у учителя появилась возможность создавать нестандартные наглядные образы, благодаря чему повышается концентрация внимания, обостряется восприятие, стимулируется развитие мыслительной и творческой ак-
тивности.
Однако ограничиваться только одной наглядностью нельзя, её использование должно быть не целью, а средством обучения и развития учащихся.
Библиографическая ссылка
Попова А.В., Коркина П.С. НАГЛЯДНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 189-189;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27824 (дата обращения: 04.12.2024).