История развития представлений о познании от античности до наших дней показывает, что статические, пассивные теории знания постепенно заменяются динамическими, эволюционными. Так, в учении Платона знания представляются в виде мира абсолютных и универсальных идей и форм, существующего отдельно от субъекта пытающегося познать его. В эпоху Возрождения основными направлениями в эпистемологии были эмпирицизм, рассматривающий знание, как результат чувственного восприятия, и реализм, видевший знание как отражение окружающей реальности. На этом подходе основана отражательная теория сознания, в соответствии с которой знания являются пассивным отражением окружающего мира. Следующим шагом развития теории познания стал Кантовский синтез эмпирицизма и реализма. В конструктивизме распространены следующие два способа решения проблемы относительности знания. В первом, который можно назвать личностным конструктивизмом, предлагается определять ценность знания, руководствуясь его согласованностью с уже существующим у субъекта познания мировоззрением. Если включение нового знания в текущую модель действительности невозможно, то оно отбрасывается, и, наоборот, при его соответствии имеющимся представлениям используется для надстройки исходных представлений. Социальный конструктивизм выдвигает в качестве мерила знания общество. Новое знание вырабатывается в процессе коммуникации между субъектами и на основе существующих в социуме взглядов на предмет. Несомненно, что построение системы знаний происходит и на личностном и на социальном уровне, следовательно, было бы разумно рассматривать оба критерия совместно. Поэтому более правильно воспринимать мир как становящийся, непрерывно изменяющийся процесс, состоящий также из множества становящихся вещей-процессов, которые (переходя уже на научный язык) и называются фракталами. Отсюда естественно считать фрактал общенаучным понятием, работающим в области любой частной науки - физики, химии, биологии, социологии, психологии, лингвистики и т.п. Тогда не только химические реакции, процессы в лазере, но и биовид, и общество, и язык, и даже мысль - фракталы. При таком подходе эволюционирующая материальная система-процесс может быть представлена состоящей из 3 частей-стадий:
1) начальное устойчивое, «неизменное» состояние α, которому мы даем общее название (например, Постулат А), распространяемое на весь процесс от начала α до конца ω;
2) фрактал φ, описываемый концепцией фракталов;
3) конечное, устойчивое, «неизменное» состояние ω, после которого вещи уже нет, она исчезает. Наиболее убедительно существует фрактал φ, в то времы как начало α и конец ω находятся на границе бытия, они «еще» не φ или «уже» не φ, т.е. наполовину в небытии, поэтому в определенной степени α и ω - это абстракции, обусловленные нашим субъективным, искажающим, дискретно-разрывающим восприятием, ориентированным на статическое, «фотографическое» отображение мира.
Библиографическая ссылка
Румянцева М.В. ФРАКТАЛЬНОСТЬ ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩИХ СИСТЕМ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 191-192;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27829 (дата обращения: 04.12.2024).