Сегодня человек в своей деятельности предстает очень сложным самоорганизующимся и преобразующим мир фракталом. Все развитие культуры видится нам как развитие фрактальности человека. Действительно, люди всегда всецело и (или) частично развивали свою фрактальность. Прежде всего, по образу и подобию своих действий, а также сходных, похожих на человеческие, действий животных и приручение животных и использование их человеком в своей деятельности. Фракталы и самоподобные объекты (мы добавили бы и функционирующие объекты) инвариантны относительно локальных дихотаций. Это и такие объекты, которые при наблюдении в различных увеличениях повторяют один и тот же самоподобный рисунок. Но важно подчеркнуть, что фрактальность обеспечивает последующее порождение, развитие, смену и когерентность взаимодействия всех подсистем, выражающих сложную непрерывно совершенствующуюся целостность человека и всего человеческого сообщества. Человек создал свою подобность в технике и стал познавать себя посредством техники. Возник первый фрактал человека, названный homo tetechnicus. В XX в. весь технический мир стал механическо-кибернетическим образом человечества. Ряд современных мыслителей, полагают, что развитие техники изменит саму природу человека. Надо отметить, что самым естественным и первым фракталом выступает потомство. Потомство всегда является фракталом предков. Устремляясь за подобностью, человек пытается в XXI в. идентично воссоздать себя. Клон - это и есть фрактал. Сейчас рождается следующий второй тип фрактала-человека, homo ludenus - человек играющий, который может выбирать между альтернативными типами виртуальной реальности, существующей благодаря телевидению, видеорынку, глобальным компьютерным сетям, огромному массиву созданной культуры и, в соответствии с этим, между разными типами существующего и планируемого мира. Человек - играющий - человек третьего тысячелетия осваивающий информационное пространство по своему сценврию итерационно методику фрактального освоения мира по фракталу ритуала, мифа, сказки и кончая ролевыми играми человека. Что дало нам стратегическое, в сравнении с другими видами, преимущество, позволило прожить длинную, полную драматических коллизий историю? Главное - умение вовремя изменить поведенческую стратегию или, коротко говоря, игру. Откуда берутся игры? В каждом человеке, по мысли Э. Берна, можно выделить три ипостаси: Родитель, Взрослый, Ребенок. Первая связана с образом и запомненными состояниями своих родителей. Вто-
рая - с готовностью активно и самостоятельно оценивать ситуацию и брать на себя ответственность за свои действия. Третья - с реакциями, которые характерны для маленького ребенка. Телевидение частенько злоупотребляет эксплуатацией именно этой последней ипостаси Третий фрактал человек высоких технологий - high-tehe в сфере производства, управления, распределения, обучения - человек века минувшего двадцатого. Четвёртый фрактал человека - high - hume- человек высоких технологий направленных на развитие личности и коллектива. Информация > знания > мудрость вот та триада, которая лежит в основе четвёртого фрактала человека - high - hume- человека высоких технологий формирующих сложное не линейное мышление. Обучающийся - это не пустой контейнер, который государственно легитимный авторитет наполняет фактами и данными, а активный конструктор себя и своего окружения. Обучение есть процедура пробуждения внутренних сил и возможностей ученика, кооперативной совместной творческой деятельности учителя и ученика, в результате которой изменяются они оба. XXI-й век должен оставить одностороннее видение, определяющее человека рациональностью (человек разумный), техникой (человек, производящий орудия труда), утилитарной деятельностью (человек economicus), обязательной необходимости (человек prosaicus), человека играющего, человека коллективных представлений. Человек сложен и носит в себе bipolarisée способом выраженные взаимодополняющие, порою враждебные словосочетания: sapiens и (рациональные и неистовые) demens faber и ludens (трудящийся и игрок) empiricus и (эмпирические и воображаемые) imaginarius economicus и consumans (заведующий хозяйством и расточитель) prosaicus и (прозаические и поэтические) poeticus. Сегодня человек в своей деятельности предстает очень сложным самоорганизующимся и преобразующим мир фракталом.
Научный руководитель доцент кафедры ВМиИ ЛПИфСФУ Золожук П.А.
Библиографическая ссылка
Шамшурина А.А. ИСТОКИ ФРАКТАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 201-201;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27843 (дата обращения: 04.12.2024).