В современной науке проблема изучения профессиональной компетентности учителя не нашла однозначного решения. Существует несколько точек зрения, касающихся содержания данного понятия.
В-первых, компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма составляющая основу педагогической деятельности учителя. Социальная и профессиональная направленность, собственно педагогические способности, культура мышления, согласно данной теории, выступают в качестве факторов, обусловливающих уровень проявления профессионализма.
Во-вторых, профессиональная компетентность учителя трактуется как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач.
В связи с этим в педагогической науке существует несколько дефиниций термина «компетентность».
Например, Т.М. Сорокина под профессиональной компетентностью учителя понимает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению его педагогической деятельности.
Согласно другому определению, понятие «компетентность» включает в себя сложное, емкое содержание, интерпретирующие профессиональные, социально-педагогические, социально-психологические и другие характеристики, то есть данная трактовка представляет в обобщенном виде «компетентность» специалиста как совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере.
В последние годы появился ряд работ, в которых сделана попытка подойти к этому сложному явлению, одновременно используя возможности нескольких наук. В частности, Н.Ф. Ефремова, придерживаясь синергетического подхода, определяет данное понятие следующим образом:
«Компетенции - это обобщенные и глубокие сформированные качества личности, ее способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки»; «совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям, ... способность действовать и выживать в данных условиях». С позиции личностно-ориентированного обучения, к этому перечню можно добавить совокупность смысловых ориентаций, необходимых для продуктивной деятельности.
По мнению В.А. Болотова и В.В. Серикова, компетентность-то способ существования знаний, умений и образованности. Она способствует самореализации, нахождению обучающимся своего места мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.
Анализ работ по проблеме компетенции и компетентности позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание самих понятий «компетенция» и «компетентность». Исследователи выделяют от 3 до 37 видов компетенций и компетентностей.
Подходы различных авторов к определению понятия «профессиональная компетентность педагога» позволяют выявить некоторые составляющие этого понятия. К ним относятся:
1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины.
2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся.
3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.
4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся.
5. Аутопсихологичекая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.
Реализация компетентностного подхода в системе повышения квалификации позволяет под новым углом зрения рассматривать проблему качества подготовки специалистов. Базисным критерием оценки качества образования выступает профессиональная компетентность как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» (О.Е. Лебедев, А.П. Тряпицына). Способность в данном случае понимается не как предрасположенность, а как умение.
На наш взгляд, компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.
В статье представлены различные точки зрения, касающиеся содержания понятия «компетентность», и выявлены его отдельные компоненты, позволяющие оценивать профессиональную подготовку будущих специалистов.
Список литературы
- Гришанова Н.А. Развитие компетентности специалистов как важнейшее направление реформирования профессионального образования // Квалиметрия в образовании: методология и практика: материалы Х - Симпозиума. Кн.6. - М.: Изд-во Исслед. центра проблем качества подготовки специалистов, 2002.
- Исаев В.А. Образование взрослых: компетентностный подход: монография. - Великий Новгород, 2005.
- Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3.
- Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя: автореф. дис. ... кан. пед. наук. - Киев, 1986.
Библиографическая ссылка
Шаповал Г.Н. О ПОНЯТИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 201-202;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27844 (дата обращения: 06.12.2024).