Понятия подведомственности и подсудности близки по сути, но различны по содержанию. Если подведомственность устанавливает правила по распределению категорий споров между различными ветвями судебной системы Российской Федерации, то подсудность позволяет понять в какой конкретно суд одной из ветвей судебной системы необходимо обратиться, чтобы реализовать свое конституционное право на судебную защиту.
Итак, подведомственность, устанавливаемая Кодексом об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ, представляет собой распределение всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции, которые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом к их компетенции, и назначать физическим и юридическим лицам административные наказания. Один из главных и интересующих нас вопросов: какова же подведомственность дел об административных правонарушениях основных органов административной юрисдикции?
Действующим законодательством рассмотрение дел об административных правонарушениях и назначение административных наказаний в границах установленной подведомственности возложено исключительно на судей, причем единолично. Ведущая роль в рассмотрении дел об административных правонарушениях отводится судьям. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях с повышенной общественной опасностью, влекущие возможность применения наиболее суровых административных наказаний.
Рассмотрение административных дел судьей является существенной и надежной гарантией прав и законных интересов привлекаемых к административной ответственности лиц, а также потерпевших.
Действующим законодательством предусмотрена совместная подведомственность по некоторым делам об административных правонарушениях судей и других юрисдикционных органов (например, органов внутренних дел). Полномочия судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях характеризуются тем, что они вправе рассматривать все правонарушения и назначать все административные наказания, предусмотренные конкретной статьей Кодекса об административных правонарушениях или закона субъекта РФ, т.е. действовать в полном объеме своей подведомственности. В то же время другие юрисдикционные органы при рассмотрении аналогичных дел обладают ограниченными полномочиями либо по составу рассматриваемых правонарушений, либо по видам применяемых административных наказаний. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые главами районной, городской, районной в городе администрации, являются основными юрисдикционными органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях лиц в возрасте от 16 до 18 лет, а также неисполнении родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, о вовлечении подростков в употребление спиртных напитков или одурманивающих средств или совершении ими других правонарушений. Рассмотрение этой категории дел коллегиальным юрисдикционным органом связано с тем, что несовершеннолетние нуждаются в особой защите их прав со стороны государства и общества.
Административная подсудность не менее важна административной подведомственности. Общим правилом административной подсудности является правило, в соответствии с которым дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, однако, по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Такое ходатайство заявляется непосредственно во время производства по делу.
Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних: 6.10 КоАП, т.е. вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, 20.22 КоАП - появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах), а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.33 КоАП (Невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры), 5.34 КоАП (Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки) рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, нарушение правил судоходства, пользования маломерными судами и эксплуатации транспорта, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства. Однако, на практике производство по данным категориям административных правонарушений осуществляется в общем порядке.
Безошибочно определить подведомственность и подсудность того или иного дела очень важно. С этого начинается процесс. Особого внимания заслуживает вопрос отнесения дела к подведомственности мирового или районного суда. Законодательство в этой области постоянно меняется, что ещё более осложняет определение подведомственности и подсудности. Ошибки, допущенные на этом этапе, приводят к возврату иска без рассмотрения. Разумеется, это не мешает заявителю исправить ошибку и подать иск в надлежащий судебный орган. Однако время будет упущено, а оно в ряде случаев означает деньги.
Библиографическая ссылка
Волкова М.Ю., Ланцман Е.М. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОДСУДНОСТЬ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 233-234;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27909 (дата обращения: 10.12.2024).