Особенности развития миграционной ситуации в Российской Федерации в последнее десятилетие обусловлены политическими и социально-экономическими переменами. Правительство России в этих условиях формирует активную миграционную политику, для осуществления которой в стране была принята «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации»[1]. Инициатором ее разработки выступила Федеральная миграционная служба МВД РФ[2]. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2002 года[3] функции федерального органа исполнительной власти по миграционной службе переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации. В его структуре создано новое подразделение - Федеральная миграционная служба МВД России. Одними из главных ее задач являются регулирование миграционных процессов в Российской Федерации и борьба с незаконной миграцией.
Основная работа по выявлению незаконных мигрантов и применению к ним норм об административной ответственности возложена подразделения по делам миграции министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации.
Федеральные государственные служащие ФМС МВД России и подразделений по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[4], предусматривающих ответственность за следующие правонарушения:
- предпринимательская детальность без государственной регистрации или без специального разрешения;
- невыполнение законных требований прокурора, следователя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;
- заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод;
- нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации. В этом ряду также нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина, или лицом без гражданства, либо гражданином Российской Федерации правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации;
- нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы;
- нарушение иммиграционных правил;
- нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания;
- незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей;
- неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль);
- невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор;
- непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
- непредставление сведений (информации);
- осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).
Координационным органом, обеспечивающим согласованные действия органов исполнительной власти РФ и ее субъектов по реализации единой государственной миграционной политики, является Правительственная комиссия по миграционной политике.
В настоящее время в ходе работы Межведомственной рабочей группы по совершенствованию миграционного законодательства Российской Федерации разработан проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»[5]
Российская Федерация за последние десять лет стала участником большинства международных договоров в той или иной степени затрагивающих сферу миграции и право на свободу передвижения.
В настоящее время в Российской Федерации одновременно существуют три определения термина «беженец», касающиеся статуса беженцев, и два определения «вынужденный переселенец». Все эти определения схожие, но не тождественные. Термины «беженец» и «вынужденный переселенец» упоминаются в текстах 210 законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Однако базовыми законодательными актами в области вынужденной миграции служат
Федеральный закон «О беженцах»[6] и закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах»[7].
Федеральный закон «О беженцах» предполагает реализацию международных обязательств Росси после ее присоединения к Конвенции и Протоколу, касающимся статуса беженцев. Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» направлен на установления особого правового режима и оказания государственной поддержки гражданам Российской Федерации в общественно-политической ситуации, возникшей после образования новых государств на территории бывшего СССР.
1. Главным недостатком законодательства в области миграции является то, что законодательная база построена на созерцательной позиции и практически полной отстраненности государства от влияния на процессы миграции. Между субъектами миграции и государством отсутствуют партнерские отношения, основанные на взаимном признании прав и обязанностей. Содержащиеся в законах «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» обязанности беженцев и вынужденных переселенцев построены на уровне декларации[8].
Полную несостоятельность показала попытка решить все многообразие проблем миграции внесением дополнений и изменений в законы Российской Федерации «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Законы не являются актами прямого действия, а предполагают принятие целой серии нормативных правовых актов, конкретизирующих их содержание. В частности Федеральный закон «О беженцах» предусматривает издание 11 подзаконных актов. С момента вступления в силу этого Закона прошло почти шесть лет, а до настоящего времени Правительством Российской Федерации принято только 7 нормативных правовых актов, другие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации не приведены в соответствие с законом «О беженцах». Аналогичная ситуация с законом «О вынужденных переселенцах».
2. Необходима подготовка проекта федерального закона об оказании помощи лицам, пострадавшим в ходе разрешения локальных кризисных ситуации в субъектах Российской Федерации.
Отсутствие комплексного подхода к регулированию миграционных процессов привело к неравномерной миграционной нагрузке на субъекты Российской Федерации и существенно осложнило решение вопросов обустройства и интеграции беженцев и вынужденных переселенцев.
Таким образом, миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России.
Реализация миграционной политики обеспечивается путем взаимодействия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ.
[1] Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 №256-1. С.56-67.
[2] Современные миграционные процессы на Северном Кавказе: проблемы интеграции и повышения уровня толерантности. Материалы региональной научно-практической конференции (29-30 мая 2002 г.) / под общ. ред. Ефимова Ю.Г., Вабелина В.М. - Ставрополь: СГАУ, 2002. - С. 200.
[3] Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» от 23.02.2002 №232. - С. 45-49.
[4] Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 11.11.2003). Принят Государственная Дума РФ ФС РФ 20.12.2001-С.34-56.
[5] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 11.11.2003). Принят ГД ФС РФ 20.12.2001. - C. 49.
[6] Федеральный закон «О беженцах» от 19.02.1993 №4528-1 (ред. от 30.06.2003) СЗ РФ №43 ст. 4904.
[7] Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 №4530-1 (ред. от 07.08.2000, с изм. от 24.12.2002). «Ведомости СНД и ВСРФ» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1993. - № 12. - Ст.1853.
[8] Закон. Защита прав человека с // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 42. - Ст.4553.
Библиографическая ссылка
Решетникова М.В., Попов О.В. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УФМС РОССИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МИГРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 245-246;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27931 (дата обращения: 06.12.2024).