Самой большой ценностью для человека является его здоровье, но он понимает это только с возрастом, когда болезни у людей возникают чаще, протекают более тяжело, нередко приобретают хроническое течение. Как правило, это начинает проявляться в среднем возрасте, но особенно в пожилом, когда человек страдает от различных заболеваний, в том числе и хронических. В молодости человек это не осознает, так он болеет довольно редко или у него заболевания не достаточно серьезные, и протекают легко, так как молодежь имеет хорошие защитно-компенсаторные механизмы, которые позволяют противостоять болезням. Защитно-компенсаторные механизмы уже хорошо развиты в подростковом возрасте и достигают своего максимума к 25-30 годам. В этот период человек способен справиться с большим объемом различного вида нагрузок и противостоять воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе, и социальной. У молодежи нет достаточно хорошей мотивации на здоровье и здоровый образ жизни, и только с возрастом она увеличивается. Хотя у юношей в подростковом периоде мотивация больше выражена, чем у девушек, в силу того, что они знают, что физически хорошо развитый молодой человек более привлекателен для женского пола, поэтому они больше занимаются физической культурой и спортом, что повышает их защитно-компенсаторные механизмы, что может проявляться и снижением заболеваемости.
Существует индивидуальное, групповое и общественное здоровье [1, 2]. Групповое здоровье - это здоровье какой-то определенной группы людей, связанных между собой местом проживания, характером трудовой деятельности, этническими, национальными особенностями и рядом других факторов. Здоровье студентов ОГПУ можно расценить как групповое здоровье, так как студенты связаны между собой характером трудовой (учебной) деятельности. Одним из показателей здоровья является заболеваемость с временной утратой трудоспособности, которая, в свою очередь, зависит от внешних и внутренних факторов [3]. К таким внутренним факторам можно отнести состояние защитно-компенсаторных механизмов, которые хорошо развиваются только к концу подросткового возраста. Воздействие интенсивных и длительных неблагоприятных факторов внешней среды может привести к истощению или даже срыву этих механизмов, а это может проявиться в развитии заболеваний. Для молодежи такими внешними факторами могут являться повышенные умственные, физические, эмоциональные нагрузки, которые возникают у них в процессе обучения в вузе, особенно в первые годы, когда их организм ещё не успел хорошо адаптироваться к новой для бывших школьников системе обучения. Юноши созревают несколько позднее, чем девушки, поэтому можно предположить, что начало обучения для юношей будет протекать тяжелее с большими нарушениями защитно-компенсаторных реакций организма, а это, в свою очередь, может приводить к повышению заболеваемости. Постепенно организм юношей догоняет в своем развитии женский организм и даже немного его опережает, что будет проявляться в совершенствовании механизмов адаптации и противодействию возникновения болезней. Юноши больше занимаются физической культурой и спортом, имеют более сильное физическое развитие, что играет не последнюю роль в этом процессе.
Здоровье человека зависит от очень многих факторов, ведущим из которых является образ жизни, от него зависит 50 и более процентов нашего здоровья. Образ жизни состоит из многих компонентов, к которым относятся режим труда и отдыха, питание, вредные привычки, физическое развитие, занятие спортом и многое другое. На состоянии здоровья населения большое влияние оказывает экологическая обстановка в регионе, а также экономическая обстановка в стране. При их ухудшении можно ожидать и возрастание заболеваемости. Поэтому представляет определенный интерес анализ заболеваемости студенческой молодежи в динамике на протяжении нескольких лет. Наша кафедра в течение нескольких лет изучает заболеваемость студентов университета [4,5].
Целью нашей работы было исследование заболеваемости с временной утратой трудоспособности студентов Оренбургского государственного педагогического университета за 2006-2010 годы. Заболеваемость анализировалась на основании отчетов здравпункта ОГПУ, составленного по форме №16-ВН по МКБ Х, в случаях и днях нетрудоспособности, как в абсолютных цифрах, так и в пересчете на 100 студентов (интенсивный показатель). Кроме этого, проводился анализ заболеваемости по отдельным нозологическим формам. Анализ заболеваемости проводился в целом по университету, а также отдельно по юношам и девушкам в двух возрастных группах. Первая группа включала в себя студентов до 19 лет, а это студенты 1-2 курсов, вторая группа - студенты в возрасте 19 лет и старше, а это, как правило, студенты 3-5 курсов. Деление студентов на такие возрастные группы объясняется тем, что студенты младших курсов ещё не успели адаптироваться к новым условиям институтской жизни, так как обучение в вузе сильно отличается от школьного образования. Кроме того, перед поступлением в университет у школьников была напряженная пора, связанная со сдачей ЕГЭ. Всё это сопровождалось большими эмоциональными, умственными нагрузками и проходило в короткие сроки без привычного длительного летнего отдыха. Напряженное функционирование молодого организма может проявиться в снижении иммунных сил и ослаблении ответной реакции на неблагоприятные факторы внешней среды, а это может проявиться возрастанием заболеваемости.
Поступив в вуз, вчерашний школьник попадает в совершенно новую для него обстановку вследствие особенностей обучения в вузе, которые кардинально отличаются от обучения в школе. Это всё происходит на фоне изменившихся, как правило, не в лучшую сторону бытовых условий. В первую очередь, это касается сельской молодежи, которой в университете большинство. Дома они находились под опекой родителей, их мало касались бытовые проблемы, у них был свой небольшой круг общения. Проживание в городе в новой для них обстановке у вчерашних школьников ломался привычный жизненный стереотип, возникало чувство одиночества, а это происходило на фоне бытовых проблем и не всегда благоприятных жизненных условий. Чем студент быстрее адаптируется к такой ситуации, тем меньше будет нарушаться его стереотип, тем меньше будет страдать его здоровье. К бытовым трудностям быстрее адаптируются девушки, так как многие из них дома больше занимаются устройством быта. Кроме того, у них созревание организма, а соответственно защитно-компенсаторных механизмов, происходит быстрее, чем у представителей мужского пола, поэтому в первые годы обучения у девушек можно ожидать меньше срывов этих механизмов. Представители женского пола в силу особенностей психо-эмоционального развития быстрее адаптируются к новому кругу общения и вузовской жизни. Большой объём информации, новые формы обучения и контроля знаний для студентов кажутся непривычными, что также негативно сказывается на их психологическом состоянии. Всё это вместе взятое может привести к срыву защитно-компенсаторных реакций организма, а следствием этого может быть повышение заболеваемости. Более высокий уровень заболеваемости можно ожидать у юношей, так как женский организм в морфо-функциональном плане созревает быстрее мужского, а также в процессе эволюции с целью сохранения вида женщины выработали большую устойчивость ко многим неблагоприятным факторам.
Анализ заболеваемости студентов ОГПУ за пять лет представлен в таблице. Общая заболеваемость студентов ОГПУ за 2006-2010 годы носила волнообразный характер в случаях и днях нетрудоспособности, а также в продолжительности одного случая. В 2006 году в случаях нетрудоспособности она составляла 17,9 случая на 100 студентов и поднималась до 24,9 случая в 2010 году. В днях нетрудоспособности заболеваемость поднялась от 113 дней в 2006 году до 174,8 дня в 2010 году. Средняя продолжительность одного случая поднялась с 6,3 дня в 2006 году до 7,0 дней в 2010 году. У юношей за пять лет в целом по университету было меньше количество случаев заболеваний (на 10-40 %) и дней нетрудоспособности (на 2-35 %), чем у девушек, хотя заболевания протекали у юношей тяжелее, о чем свидетельствует средняя продолжительность одного случая нетрудоспособности. Наиболее неблагоприятным годом по заболеваемости для студентов был 2010 год, а наиболее благоприятным - 2006 год, это касается как юношей, так и девушек.
Общая заболеваемость у студентов до 19 лет была выше в случаях нетрудоспособности в 4-6 раз, а в днях нетрудоспособности - в 3,5-10,5 раз, чем в целом по университету, хотя тяжесть заболеваний практически не отличалась от общеуниверситетских показателей. Заболеваемость у студентов 1-2 курсов колебалась от 60,1 случая (2006 год) до 212,5 случая (2009 год) с последующим падением до 101,8 случая в 2010 году. В днях нетрудоспособности это выглядело следующим образом: 337,2 дня (2006 год) с постепенным повышением до 1272,5 дня (2009 год) и падением до 733,9 дня в 2010 году. У девушек младших курсов наблюдалась такая же тенденция, как в случаях, так и в днях нетрудоспособности. В случаях нетрудоспособности заболеваемость, по сравнению с 2006 годом, повышалось в 1,2; 1,8; 3,5; 1,7 раза соответственно по анализируемым годам. В днях нетрудоспособности заболеваемость повышалась с такой же направленностью: в 1,3; 2,2; 3,4, и в 2,1 раза соответственно. При сравнении заболеваемости у юношей и девушек до 19 лет, можно отметить, что она была в среднем за пять лет у девушек в случаях выше на 12,6 %, чем у юношей того же возраста. В днях нетрудоспособности заболеваемость у девушек в среднем за пять лет практически не отличалась от заболеваемости у юношей, хотя средняя продолжительность одного случая у юношей была немного выше, чем у девушек, т.е. заболевания у них протекали немного тяжелее.
Заболеваемость студентов ОГПУ за пять лет
Количество случаев |
Количество дней |
Средняя продолжительность одного случая в днях |
|||||||||||||
В целом по университету |
|||||||||||||||
Годы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Общая |
17,9 |
23,4 |
21,6 |
24,1 |
24,9 |
113,0 |
159,3 |
144,1 |
143,1 |
174,8 |
6,3 |
6,8 |
6,7 |
5,9 |
7,0 |
В том числе: |
|||||||||||||||
Юноши |
14,3 |
21,9 |
20,9 |
16,0 |
18,2 |
85,0 |
148,9 |
142,4 |
102,5 |
132,8 |
5,9 |
6,8 |
6,8 |
6,4 |
7,3 |
Девушки |
18,3 |
24,1 |
21,8 |
23,9 |
27,2 |
118,3 |
164,0 |
144,9 |
158,9 |
189,8 |
6,4 |
6,8 |
6,6 |
5,8 |
7,0 |
Студенты до 19 лет: |
|||||||||||||||
Общая |
70,9 |
92,3 |
136,5 |
251,4 |
122,9 |
382,1 |
577,1 |
900,7 |
1511,2 |
809,7 |
5,4 |
6,2 |
6,6 |
6,0 |
6,6 |
В том числе: |
|||||||||||||||
Юноши |
60,1 |
99,2 |
144,2 |
212,5 |
101,8 |
337,2 |
642,7 |
962,8 |
1272,5 |
733,9 |
5,6 |
6,5 |
6,7 |
6,2 |
7,2 |
Девушки |
74,7 |
89,9 |
133,3 |
262,6 |
130,3 |
397,9 |
526,9 |
875,2 |
1361,1 |
836,2 |
5,3 |
5,8 |
6,6 |
6,0 |
6,4 |
Студенты 19 лет и старше: |
|||||||||||||||
Общая |
10,3 |
16,1 |
13,9 |
19,8 |
16,2 |
79,2 |
117,4 |
92,4 |
81,1 |
91,3 |
7,0 |
7,3 |
6,7 |
5,9 |
7,6 |
В том числе: |
|||||||||||||||
Юноши |
10,3 |
15,2 |
13,0 |
9,0 |
7,3 |
63,0 |
106,2 |
89,9 |
59,1 |
53,8 |
6,1 |
7,0 |
6,9 |
6,6 |
7,3 |
Девушки |
10,7 |
16,6 |
14,0 |
15,6 |
13,6 |
80,7 |
122,5 |
93,5 |
89,7 |
104,3 |
7,5 |
7,4 |
6,7 |
5,7 |
7,7 |
У студентов старшей возрастной группы общая заболеваемость в случаях за пять лет была ниже общеуниверситетских показателей в среднем на 32 %. Наиболее благоприятным по этому показателю был 2006 год, а неблагоприятным - 2009 год. В днях нетрудоспособности у студентов 19 лет и старше это выглядело таким образом: в среднем за пять лет количество дней нетрудоспособности, которое приходилось на сто студентов в год, составляло 92,3 дня, что было меньше аналогичных показателей в целом по университету на 37,2 %. При анализе заболеваемости у студентов старших курсов с учетом пола установлено, что девушки в анализируемые годы в среднем болели чаще юношей своей возрастной группы на 28 %. В днях нетрудоспособности повышение заболеваемости девушек 19 лет и старше составляло почти 32 %.
При сравнении заболеваемости студентов 1-2 курсов с заболеваемостью студентов 19 лет и старше установлено, что студенты младших курсов в среднем в случаях нетрудоспособности болели в 8,8 раза, а в днях нетрудоспособности в 9,1 раза чаще в анализируемые годы, чем студенты старших курсов. Необходимо отметить, что юноши старших курсов болели реже, чем юноши до 19 лет в 11,3 раза, а девушки старшей возрастной группы болели в 9,9 раза реже, чем студентки 1-2 курсов. В днях нетрудоспособности этот сравнительный анализ выглядел следующим образом: студенты 19 лет и старше дали в 10,6 раза меньше дней нетрудоспособности, чем их младшие коллеги. У девушек наблюдалась такая же направленность: количество дней нетрудоспособности на сто человек у них было в 8,1 раза меньше, чем у студенток до 19 лет. Средняя продолжительность одного случая у студентов старших курсов была незначительно выше, чем у младшекурсников.
В анализируемые годы, как и в целом по стране [3,6], на первом месте среди всех нозологических форм стояли болезни органов дыхания, на их долю приходилось в среднем 78 % всей заболеваемости в случаях нетрудоспособности и 77,5 % в днях нетрудоспособности. На втором месте по частоте случаев заболеваемости в 2006 году стояли травмы и отравления, в 2007 и в 2008 году - болезни нервной системы, а в 2009 и в 2010 году - болезни органов пищеварения. Третье место в 2006 году занимали болезни нервной системы, в 2007-2008 годах - болезни глаз, в 2009-2010 годах - болезни мочеполовой системы. Четвертое место в разные годы чаще занимали болезни нервной системы, глаз, мочеполовой системы, пищеварения. Среди других нозологических форм в анализируемые годы встречались чаще следующие заболевания: болезни уха и сосцевидного отростка, болезни кожи и подкожной клетчатки, болезни костно-мышечной системы, инфекционные и паразитарные заболевания. Строгой закономерности в порядке и частоте возникновения этих заболеваний мы не обнаружили.
Проведенный анализ нами заболеваемости за пять лет студентов ОГПУ показал, что наше предположение о том, что студенты до 19 лет в силу недостаточной адаптации к новым условиям окружающей среды, в том числе и социальной, и не полностью сформированными защитно-компенсаторными механизмами, должны болеть чаще подтвердилось. Особенно это было выражено в показателях за 2009 года, т.е. у студентов 1992 года рождения, когда произошел распад Советского Союза и резко ухудшились материальные, социальные условия жизни их родителей, что негативно сказалось на здоровье детей. Возможно, повышение заболеваемости студентов в этот год связано с эпидемией гриппа, которая наблюдалась в 2009 году. Максимальная заболеваемость в 2009 году, по-видимому, зависела также от эпидемии свиного гриппа, который затронул и Оренбургскую область.
Известно, что большую роль в этиологии болезней органов дыхания играет простудный фактор, противостоять этой инфекции может только закаленный организм. Закаливание лучше проводить с детских лет, поэтому этому вопросу необходимо уделять большое внимание в школьные годы. Занятия физической культурой оказывают хорошее закаливающее действие, особенно если они проводятся на свежем воздухе в любое время года. Большое значение для закаливания играют водные процедуры, поэтому желательно, чтобы в школах были бассейны, но это бывает очень редко, особенно в сельских школах. Кроме того, в школах часто уроки физической культурой проводят учителя, не имеющие профессионального образования. В первую очередь, это касается начальной школы, где уроки физической культуры ведут обычные учителя начальных классов, не имеющие специальной подготовки по данному предмету, и часто они замещаются другими предметами, что наносит вред здоровью будущих студентов. В настоящее время строится большое количество спортивных комплексов, но в силу ряда причин, в том числе и экономического характера, они являются недоступными для большинства школьников так как руководству таких комплексов экономически невыгодно пускать в них детей бесплатно или за символическую плату, они чаще используются для проведения культурно-массовых мероприятий, концертов «звезд» и т.д. Всё это прямо и косвенно негативно сказывается на массовом спорте и здоровье школьников, а следствием этого является ухудшение здоровья детей, студентов, будущих родителей, что приводит к ухудшению здоровья нации и национальной безопасности в целом. Таким примером ухудшения здоровья молодежи являются затруднения, которые возникают у призывных комиссий военкоматов, при призыве юношей в армию. Несмотря на то, что снижают количество противопоказаний к службе в армии, военкоматы не могут призвать нужное количество молодых людей в армию из-за их слабого здоровья.
Анализ заболеваемости студентов ОГПУ в разных возрастных группах показал, что студенты 1-2 курсов болеют чаще, чем студенты старших курсов, в силу того, что их организм ещё не успел хорошо адаптироваться к новым условиям жизни, большим нагрузкам, что приводит к снижению или даже срыву защитно-компенсаторных механизмов и, как следствие, повышению заболеваемости. В первую очередь, это касается юношей в силу особенностей созревания их организма. Студенты 19 лет и старше адаптируются к таким переменам в их жизни, их организм становится более совершенным и устойчивым к воздействию факторов внешней среды, что проявляется снижением заболеваемости. Этот тезис подтверждается и половыми различиями в заболеваемости студентов. Так, студентки в силу более раннего анатомо-физиологического созревания лучше противостоят болезням на начальных курсах. В 19 лет и старше мужской организм догоняет в своем развитии женский, а потом начинает его опережать, что проявляется снижением заболеваемости. Этому процессу также способствуют занятия физической культурой и спортом. Юноши чаще, чем девушки после второго курса, когда согласно учебным планам занятия физкультурой в университете уже не предусмотрены, продолжают заниматься физической культурой и спортом в различных секциях или самостоятельно. Быть физически крепким для молодых людей является положительной мотивацией, это выработано в процессе эволюции, так как мужчина всегда являлся защитником женщин, семейного очага. Занятия физической культурой и спортом оказывают стимулирующее влияние на развитие всех органов и систем организма, в том числе, и иммунную, что повышает устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды и, тем самым, препятствует возникновению болезней.
Болезни нервной системы в анализируемые годы стоят на втором- четвертом местах по частоте возникновения, что свидетельствует о том, что нервная система, в первую очередь, реагирует на изменившиеся условия жизни бывших школьников. Повышенные умственные, физические, социальные нагрузки могут приводить к нарушениям в её деятельности и срывам в функционировании всех органов и систем организма, что способствует возникновению заболеваний. Мы считаем, что нормализовать деятельность нервной системы оптимизация учебного процесса, исключающая учебные перегрузки у студентов начальных курсов. С нашей точки зрения необходимо оказывать психологическую помощь студентам 1-2 курса с целью быстрейшей их адаптации к вузовской жизни. Такую помощь могут оказать педагоги-психологи, которые не предусмотрены в штатном расписании университета. Кураторы, в силу своей занятости основной учебной деятельностью и не имеющие специальной подготовки, не способны оказать должной психологической помощи студентам.
Проведенный нами анализ заболеваемости студентов ОГПУ за 2006-2010 годы позволяет сделать нам следующие выводы:
1. В исследуемые годы заболеваемость носила волнообразный характер, наиболее благоприятным годом был 2006 год, когда заболеваемость была наиболее низкой.
2. В целом по университету заболеваемость юношей была выше заболеваемости девушек, как в случаях, так и в днях нетрудоспособности.
3. Заболеваемость студенток 1-2 курсов была выше показателей заболеваемости девушек в целом по университету примерно в 3,5 раза в 2006 году, а в 2009 году это повышение доходило почти до 10 раз.
4. Общая заболеваемость студентов 19 лет и старше была снижена, по сравнению с общеуниверситетской, примерно в 1,5-2 раза, как в случаях, так и днях нетрудоспособности.
5. Девушки старших курсов болели чаще, чем юноши, а в 2009 году это повышение доходило примерно до 50-70 %.
6. Юноши старших курсов болели реже, чем студенты до 19 лет примерно в 5,5 раза в наиболее благополучный 2006 год, в самый плохой 2009 год в 22-23 раза.
7. Девушки старших курсов болели реже студенток до 19 лет примерно в 5-6 раз в благополучные по заболеваемости годы и в 16 раз в 2009 году (неблагополучный год).
8. На первом месте по частоте заболеваемости в анализируемые пять лет стоят болезни органов дыхания, на которые приходится от 71 % (2007 год) до 88 % (2009 год).
9. На втором месте по частоте заболеваемости стоят болезни нервной системы (2007, 2008 годы), травмы и отравления (2006 год), а также болезни органов пищеварения (2009-2010 годы).
Эти закономерности касаются как случаев, так и дней нетрудоспособности. В отношении средней продолжительности одного случая заболевания четких закономерностей не установлено. Возрастание заболеваемости в отдельные годы, особенно в 2009 год, по-видимому, связано с экономическим кризисом, который охватили нашу страну, что неблагоприятно сказалось на жизненном уровне населения, а это, в свою очередь, и на заболеваемости. Этому также способствовал и тот фактор, что годы рождения этих студентов приходятся на начало девяностых годов, когда резко ухудшилось экономическое положение граждан нашей страны в результате дефолта. Это является подтверждением того факта, что здоровье человека во многом зависит от экономических условий не только самого индивидуума, но и его родителей, особенно накануне зачатия ребенка, в эмбриональный период и период раннего детства. Кроме того, в 2009 году 88 % всей заболеваемости приходилось на болезни органов дыхания, а это на 10-15 % больше, чем в другие годы. Такое повышение заболеваемости связано с эпидемией гриппа, которая коснулась и нашей области.
Великий русский хирург Н.И. Пирогов в свое время сказал: «Будущее принадлежит медицине предупредительной». Поэтому с целью уменьшения заболеваемости населения, в том числе и студентов, нужно проводить комплекс профилактических мер, направленных на повышение уровня здоровья. Здоровье - это невосполнимая ценность человека, поэтому нужно думать о нем всё время, начиная с самого раннего детства, а даже лучше со здоровья будущих родителей, так как 15-20 % здоровья человека зависит от наследственности [1,2]. Существует свыше 2000 наследственных заболеваний, не считая наследственной предрасположенности. В русском языке есть такая пословица: «От худого семени не жди хорошего племени». Студенты - это будущие родители, что они вложат в своих детей, то и получат в будущем. Поэтому нужно, в первую очередь, думать о здоровье молодежи. Болезнь легче предупредить, чем лечить. Известно, что недостаточно хорошо леченные острые заболевания переходят в хронические, которые вылечить очень непросто, а иногда даже невозможно. Любые болезни приводят к снижению защитных сил организма, что приводит к возникновению новых заболеваний, т.е. образуется порочный круг, который бывает трудно разорвать. Любая болезнь приводит к пропускам занятий, снижению успеваемости и, в конечном счете, подготовке более слабого специалиста. Таким образом, основная цель, стоящая перед вузом, будет выполнена некачественно. Государству экономически невыгодно иметь слабых в профессиональном плане специалистов, да ещё требующих лечения, реабилитации.
По нашему мнению, чтобы избежать этого, необходимо при поступлении в вуз проводить углубленные на высоком профессиональном уровне профилактические осмотры всех студентов с целью выявления групп «риска», с которыми нужно постоянно работать с целью предупреждения возникновения заболеваний, а тем более хронических. Администрация университета и работники деканатов при составлении учебных планов и расписания должны больше внимания уделять 1 и 2 курсам, где учатся студенты, организм которых ещё не полностью созрел в морфо-функциональном отношении, а также не успел полностью адаптироваться к вузовской жизни. С нашей точки зрения, введение в штатное расписание психологов играло бы положительную роль для лучшей адаптации студентов младших курсов к новой жизни. Улучшение жилищно-бытовых условий иногородних студентов, а это строительство новых современных общежитий, организация рационального питания студентов очень хорошо сказалось бы на их здоровье и обучении. Проведение занятий по физической культуре на свежем воздухе или в бассейне, где проявляется в большей степени закаливающий эффект, в первую очередь, явилось бы профилактикой заболеваний дыхательной системы. Только проведение профилактических мероприятий в комплексе позволит снизить заболеваемость студентов, что будет в некоторой степени способствовать повышению успеваемости и улучшению подготовки будущих специалистов.
Список литературы
- Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М., 1990. - 208 с.
- Вайнер Э.Н. Валеология. - М., 2005. - 416 с.
- Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. - М., 2002. - 517 с.
- Матчин Г.А. Анализ заболеваемости студентов ОГПУ за 2002-2004 годы. Образование, Спорт, Наука: материалы юбилейной научно-практической конференции. - Челябинск: УралГУФК, 2005. - Ч.2. - С. 166-170.
- Матчин Г.А., Смышляев О.К., Суздалева А.М. Заболеваемость студентов Оренбургского государственного педагогического университета за 2005-2007 годы. Научные исследования: информация, анализ, прогноз. - Книга 18. - Воронеж, 2008. - С. 397-406.
- Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. - М., 2000. - 911 с.
Библиографическая ссылка
Матчин Г.А., Суздалева А.М., Токарева О.Н. АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ЗА ПЯТЬ ЛЕТ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 9. – С. 34-39;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=28621 (дата обращения: 21.11.2024).