Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

БЫТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Харитонова Н.Н.

Творчество имеет векторы направленности: на преобразование мира - создание нового знания, произведений искусства, машин и технологий, законов и т.д.; на самосозидание, формирование своей личности, своего мировоззрения, что выражается в приобщении к опыту человечества и организации собственной ценностной иерархии, в понимании своей роли в мироздании и в углублении смысловых связей между различными сторонами и явлениями универсума. Кроме того, оно соединяет в себе усилия всей человеческой личности, задействует различные уровни его бытия: подсознание, сознание и сверхсознание; приводит к изменениям в структуре личности и, более конкретно, в мировоззрении, а именно: меняет картину мира, реализует ее смысловую наполненность, организует ценностную иерархию.

Спецификой художественного творчества является то, что оно представляет собой процесс, направленный к состоянию катарсиса - состоянию «освобождения», динамическому спокойствию эстетического переживания оснований своего бытия. Детерминация творчества имеет внешне-внутренний, диалектический характер. Детерминанты творчества находятся одновременно и вне, и внутри субъекта, что уравновешивает их влияние на субъект субъект творчества и составляет необходимое условие онтологической свободы творчества, создавая предпосылки для спонтанности.

Кроме положительных моментов творческого процесса в искусстве есть ряд опасностей. Можно выделить следующие виды опасностей творчества. Первый из них - онтологический, выражающийся в четырех аспектах:

  1. процесс творения новой структуры неотделим от процесса уничтожения старой;
  2. актуализация одной потенции в ходе творчества приводит к невозможности реализовать бесконечное множество других;
  3. творение порождает реальность, маргинализовать субъект творчества, затруднить вхождение в иные реальности;
  4. доминирование одного из типов креативности может привести к внутреннему конфликту субъекта творчества, разрушить гармонию между человеком и миром, человеком и обществом.

Второй вид опасности - социокультурный, к которому можно отнести три момента:

  1. творчество помещает субъект в состояние непредсказуемости результата, его социокультурных последствий;
  2. возможность имитации творчества, его алгоритмизации, потери неповторимости может привести к разрушению личности;
  3. творчество способно порождать чувство непогрешимости, всемогущества, лишающее стремления к подлинному творчеству.

Важным фактором, помогающим редуцировать опасность творчества, становится один из принципиальных для ряда восточных учений моментов - естественность. Художественное творение должно вырастать, созревать, а не воздвигаться, поскольку вырастание по своей сути органично и не противопоставляет субъект и объект творения, сохраняя единство человека и мира. Воздвижение же имеет в значительной мере насильственный характер, выражающийся в его отношении к миру как к мастерской, стремлении преобразовать мир, адаптировать под некоторые представления субъекта об удобстве. Безудержная гонка современной западной цивилизации за новизной осуществления, порождающая вал научно-технических открытий и их последствия, должна уравновешиваться восточной самоуглубленностью, энергией самопознания и самосозидания, новизной бытия, а не существования. Мы вынуждены ради собственного выживания стремиться к гармонизации двух типов креативности, ибо материальное без духовного разрушительно, а духовное без материального аутично.

Важным моментом бытия художественного творчества является личность, понимаемая онтологически. Онтологическая взаимосвязь творчества и личности осуществляется на уровне мировоззрения. Сутью личности является не всякая активность, а та, что порождает духовную деятельность самосозидания, результатом которой становится формирование мировоззрения личности. Можно сказать, что личность есть индивидуальность, творящая собственное мировоззрение. Или, другими словами, это самосозидающая индивидуальность. Это определение содержит в себе несколько принципиальных моментов: оригинальность, целостность, онтологическую укорененность, приоритет духовного вектора развития, творческий подход и принципиальную незавершаемость процесса самосозидания.

Роль мировоззрения в художественном творчестве неоднозначна. Разные уровни мировоззрения имеют неодинаковую значимость на разных этапах процесса творчества. Так, устойчивые уровни мировоззрения значимы для творчества на этапах, контролируемых сознанием: замысел, практическая его реализация, материализация; дорациональный уровень мироощущения исключительно важен на интуитивных этапах праобраза и инсайта.

Таким образом, бытие художественного творчества предстает как саморазвертывание самокоррекция мировоззренческой системы субъекта в процессе его взаимодействия с миром, а именно как процесс, в ходе которого происходит формирование мировоззренческой системы субъекта творчества и ее экспликация, а также одновременное «обратное» воздействие, представляющее собой своеобразный самоконтроль и самодетерминацию субъекта творчества.

Остается несомненным одно: пока человек задается вопросом об устройстве мира и своем месте и предназначении, пока он самосовершенствуется, в каких бы формах и видах это ни реализовывалось, он остается человеком. Поэтому, вслед за Ж.-П. Сартром, можно сказать, что, если человек обречен быть свободным, значит он обречен творить. Мы не свободны в своей свободе, но даже в своем не творчестве мы изобретательны, сотворяя все новые и новые способы жить по стандартам, уничтожая собственное основание, разрушая собственное бытие. Поэтому за человечество можно не беспокоиться: творчество войдет в окно, если мы вытолкаем его через дверь.

Список литературы

  1. Столетов А.И. Онтология творчества: монография. - Уфа: Вагант, 2008.
  2. Сартр Ж.-П. Ситуации: сборник (Антология литературно-эстетической мысли). - М.: Ладомир, 1998.
  3. Хазиев В.С. Целевое отношение // Творчество и социальное познание: сборник статей / под ред. А.М. Коршунова, С.С. Гольдентрихта. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

Библиографическая ссылка

Харитонова Н.Н. БЫТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 12. – С. 54-55;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29005 (дата обращения: 24.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674