С текущими проблемами в профессии и общественной жизни может справиться только человек образованный, высокой культуры, способный к непрерывному саморазвитию. Современная дидактика с многочисленными инновациями ориентирована в большей степени на преподавателя. Дидактическая культура студента формируется методом проб и ошибок. В связи с чем, существуют проблемы обучения студента творческому подходу решения учебных задач, а также способности к самооценке и самоконтролю в учебной деятельности.
В университете уже с первых дней своего обучения студент может приобщиться к посильной интересной для него творческой, исследовательской деятельности. Это форма самостоятельной работы направленная на решение ряда задач (учебных, воспитательных, научных). Преподаватель играет роль координатора, эксперта, а также источника дополнительной информации.
На кафедре профилактической медицины ОГУ разработана и обоснована валеологическая концепция обучения, которая во главу угла ставит развитие здорового образа жизни студента. Процесс преподавания данной дисциплины (валеологии) формируется из различных форм организации обучения, в том числе акмеологической направленности, т.е. обучения, ориентированного на творческую самореализацию студента. Проводятся следующие виды самостоятельной работы студентов:
-
систематическая работа с паспортом здоровья в течение всего семестра, с подведением итогов в конце цикла обучения;
-
метод кейсов (ситуационных задач) при разборе материала по оказанию первой медицинской помощи;
-
проектно-творческая деятельность студентов в виде разработки и защиты «Программы восстановления и укрепления индивидуального здоровья»;
-
домашняя самостоятельная работа студентов в виде реферирования журнальных научных статей по темам с приоритетом выбора самого студента, а также подготовка рефератов по темам созвучным концепции валеологии;
-
участие студентов в конкурсах с духовно-нравственной ориентированностью в форме плакатов, поэзии, эссе на социально значимые темы (ВИЧ, наркотики и другие виды зависимости и т.д.);
-
составление родословной (генеалогического дерева) с опросом родителей или других родственников;
Работа с паспортом здоровья позволяет получить студенту опыт самостоятельной системной исследовательской деятельности, аналитической работы, а также побуждает задуматься о своём образе жизни и влиянии его на состояние собственного здоровья, что является основной конечной целью преподавателя кафедры профилактической медицины. Кроме этого, паспорт здоровья студента включает в себя помимо характеристик соматического (физического) здоровья, параметры психического здоровья и личностные особенности студента, а также некоторые социальные нюансы его жизни. Изучение данных параметров позволяет преподавательскому составу при разработке учебных программ по дисциплинам, преподаваемых на кафедре профилактической медицины, учитывать эти данные и делать обучение студентов личностно-ориентированным.
Разбор ситуационных задач по теме оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях предполагает идентификацию студента с конкретной ситуацией и действующими в ней лицами. Преподаватель же ставит перед студентом серию вопросов, которые побуждают действовать его творчески, а также проводит коррекцию предложенного студентом варианта решения задачи. Кроме этого, преподаватель наглядно демонстрирует практическую часть задачи, используя техническое оснащение учебной комнаты. Данный метод обучения позволяет студенту получить представление о правильном поведении в подобных жизненных ситуациях, а также даёт опыт решения практико-ориентированных задач и ситуаций в учебном процессе.
Разработка студентом «Программы восстановления и укрепления индивидуального здоровья» мотивирует его на вникание в медицинские аспекты своего образа жизни для обоснования правильных и эффективных рекомендаций себе с целью улучшения своего здоровья. Преподаватель в данном случае является координатором и заключительным экспертом, так как одновременно имеет врачебную специальность и опыт лечебной работы.
Реферирование статей научных журналов и написание рефератов на медицинские и парамедицинские темы максимально ориентированы на самообучение студентов. При выборе тематики научных журналов для реферирования учитывается специальность по которой обучается студент, а также сфера его научных интересов, если они уже сформированы. Написание реферата приучает студента к общепринятому структурированию проблемной информации, оформление списка литературы по ГОСТу, а также широко использовать компьютерную поддержку.
Воспитание у студентов духовности и нравственности требует педагогического стимулирования и культивирования таких чувств как независимость и внутренняя свобода, через которые реализуются возможности своего внутреннего мира. Участие в конкурсах позволяет студенту раскрыть своё индивидуальное мироощущение и творческий потенциал, который оценить имеют возможность, как сокурсники, так и преподаватели с последующим поощрением призовым или оценочным эквивалентом.
Процесс составления родословной и анализ своей наследственности, как правило, увлекателен для всех студентов, так как проявляет интерес к старшим членам семьи, а также заставляет задуматься о состоянии своего здоровья в отдаленной перспективе и прогнозировать здоровье своих будущих детей.
Кроме того, интерес к корням в данное время широко поддерживается площадками для общения и путеводителями по архивным данным в интернете, являясь модной тенденцией и даже бизнес-идеей.
Список литературы
-
Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - 500 с.
-
Райцев А.В. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе современного ВУЗа: дис. ... д-ра пед. н.: 13.00.08. - СПб., 2004. - 309 c. РГБ ОД, 71:04-13/146.
-
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М.: Просвещение, 1999. - 224 с.
-
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе: учеб. пособие. - М.: Дом педагогики, 2000. - 183 с.
Библиографическая ссылка
Барышева Е.С., Нотова С.В., Черемушникова И.И., Давыдова Н.О., Гривко Н.В., Сманцер Т.А. ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 12. – С. 63-64;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29011 (дата обращения: 24.11.2024).