Культурно-образовательное пространство формируется следующими социальными институтами, воздействующими на личность ребенка: семья, образование, культура, религия. Именно через них происходит приобщение и усвоение духовно-нравственных норм и правил поведения.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Через образование человек также приобщается к духовно-нравственным ценностям, господствующим в данном обществе. Приобретая в процессе образования знания, он не только развивается, но и адаптируется к жизни. Как правило, учебно-воспитательный процесс в школе ведется по семи направлениям: художественно-эстетическому; профориентационному; общего развития личности; досуговому; эколого-краеведческому; спортивно-массовому; техническому и осуществляется через работу кружков, клубов, секций, студий, объединений, детских оздоровительных центров. Самым значимым по своему объему и содержанию, на наш взгляд, является в учебно-воспитательном процессе художественно-эстетическое направление, которое способствует формированию эстетического вкуса, развивает чувство гармонии, видения прекрасного, умение найти жизненную нишу, развить общую культуру общения. Учебно-воспитательный процесс - это целостная образовательная система работы, предоставляющая детям широкую возможность для проявления талантов, для самовоспитания и духовно-нравственного становления.
Культура - тот социальный институт, который вбирает в себя все созданные человечеством материальные и духовные ценности. Приобщение подрастающего поколения к различным культурам общества: бытовой, физической, интеллектуальной, духовной и другим осуществляется через решение следующих задач:
-
ускорять процесс формирования у школьников социальных и личностно-значимых ценностей, психологических установок на эффективную творческую самореализацию, обретение высокой общей культуры через раскрытие общественной и личной значимости творчес- кого труда;
-
развивать духовную культуру школьников, вовлекая их в различные виды художественно-творческой деятельности;
-
выявлять и устранять психологические проблемы межличностных отношений подростков и молодежи с учителями, родителями, сверстниками. А главное - это профилактика правонарушений и пропаганда здорового образа жизни.
Религия как социальный институт представляет собой сложное общественное явление, целостную систему особых представлений, чувств, культовых действий. Вечные нравственные ценности, которые проповедует церковь (любовь и забота о ближнем, честность, терпение и другие), религиозные праздники и традиции, музыка могут оказывать большое влияние на усвоение ребенком моральных норм и правил поведения.
Сегодня развитие и воспитание детей протекает в сложных условиях экономической и политической нестабильности. Нарушены семейные связи между поколениями. Идет постоянное реформирование школьных программ. Расцвели пышным цветом различные секты и другие религиозные объединения. Трансформируется семья и школа, изменяется и сам объект воспитания - ребенок. Он становится все более информированным и развитым, а поэтому руководство его духовным и нравственным созреванием требует более высокой культуры и педагогического мастерства взрослых.
Однако, как бы ни развивалось общество, какие бы правила ни диктовали нам новые общественно-экономические условия, духовно-нравственные принципы, остаются неизменными. При этом немаловажная роль в вопросе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения отводится учреждениям системы дополнительного образования, особенно в сфере досуга.
Понятие досуга многогранно. Некоторые ученые насчитывают до 500 видов досуговой деятельности. Досуг - специально организованное пространство свободного времени ребенка, обеспечивающее индивидуальную, групповую и коллективную занятость подростков посредством реализации социально-обусловленных влечений, притязаний. Педагогическая целесообразность досуговой деятельности обусловлена физиологическим, психологическим, социо-культурным уровнем развития ребенка, чему в особенности способствует организация детского летнего отдыха.
Проблема организации детского отдыха в период летних школьных каникул становится актуальной в конце каждого учебного года. Несмотря на плохое состояние нормативно-правовой базы в этой области, программно-методическая база пополняется каждый год новыми идеями и разработками. Уже почти ушло в прошлое распространенное мнение о том, что летний отдых детей ограничивается питанием и свежим воздухом. На его место приходит понимание необходимости организации специальной деятельности, направленной на социализацию и развитие детей во время школьных каникул. Одним из видов учреждений, где в соответствующей каникулярному времени форме происходит развитие и социализация детей, является детский оздоровительный лагерь (центр).
Условия детского оздоровительного центра уникальны с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Лагерь освобождает ребенка от влияния обычной для него образовательной среды: школы, родителей и т.д.; ребенок попадает в другую среду - «среду успеха». Детский оздоровительный центр представляет собой локальную образовательную среду. Практическая реализация образовательных проектов в рамках локальной среды осуществляется через «встроенные» в нее микросреды: это жилые комнаты, первичные коллективы, кружки по интересам, отдельные педагоги и т.д. Параллельно локальная среда детского оздоровительного лагеря взаимодействует с семейной средой. Образовательная среда детского центра делится на четыре взаимодействующих друг с другом части:
-
социально-контактная часть включает в себя деятельность, поведение, общение между собой взрослых и детей, их личную культуру и субкультуру, социальные связи, социальное положение и социальные статусы отдельных личностей;
-
информационная часть среды включает в себя правила внутреннего распорядка, режим, нормативно правовые акты, регламентирующие функционирование детского оздоровительного лагеря, «неписаные законы», традиции, правила личной и общественной безопасности, средства наглядности (плакаты, стенды и т.п.), требования, приказы, советы, пожелания, поручения, сообщения, клевета - то есть персонально адресованные воздействия.
-
соматическая часть среды состоит из самочувствия и самоощущения каждого ребенка и взрослого, их физического и психологического комфорта;
-
предметная часть среды включает материальные условия жизни, образовательной деятельности: жилище, питание, собственность, оборудование и материалы для деятельности; микроклимат местонахождения центра, состав воздуха, воды и т.д.;
Образовательная среда детского оздоровительного центра входит в состав образовательной среды и общекультурной среды. Находясь в непривычном контакте и взаимодействии, эти среды образуют единую образовательную микросреду;
Как известно, пребывание школьников в детском оздоровительном центре ускоряет становление индивидуальной эстетической культуры школьника, его саморазвитие. На первом этапе здесь происходит накопление эстетической информации, опыта, приобретаемых в образовательной среде. Второй этап характеризуется внутренней дифференциацией знаний, впечатлений и отбором личностно значимых понятий, фактов, оценок. На третьем этапе субъективная позиция проявляется в повышении познавательной и творческой активности, в устойчивом интересе к определенным видам художественно-эстетической деятельности. Четвертый этап связан с индивидуализацией эстетических приоритетов, предпочтений, с поисками способов самовыражения и самоопределения в творчестве. На пятом этапе отчетливо просматривается тенденция к интеграции отдельных компонентов личной эстетической культуры на основе ведущих видов творческой деятельности; для этого этапа характерна рефлексия, самооценка, потребность в самообразовании.
В культурно-образовательном пространстве детского оздоровительного центра существует простая закономерность: чем выше уровень культурного развития социальной среды - тем богаче духовный мир личности, сформировавшейся в ней, тем больше возможностей у нее как члена общества участвовать в процессе его культурного развития.
Библиографическая ссылка
Перонкова Е.Б. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 12. – С. 74-75;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29020 (дата обращения: 22.11.2024).