Учебно-исследовательский подход в обучении студентов с каждым годом приобретает все больший размах. Этому вопросу уделено специальное внимание в основных направлениях проекта перестройки высшего специального образования. Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) является одним из основных способов развития аналитического и творческого мышления. Анатомия человека - одна из основных доклинических дисциплин, создающих базу для дальнейшего медицинского образования. Анатомы работают в тесном контакте с гистологами, физиологами, биохимиками и другими специалистами, поэтому исследователь - анатом должен владеть различными современными методами научного поиска. Все это позволяет преподавателям кафедры анатомии уже с самого начала обучения в вузе воспитывать у студентов творческое отношение к своему предмету, пробуждать у них интерес, наблюдательность, исследовательский подход. Студент не только объект обучения, он соучастник учебного процесса и научного поиска. Приобщать студентов к исследовательскому подходу в изучении предмета, дать им возможность проявить инициативу, умение творчески мыслить, обоб- щать - задачи УИРС.
Одной из форм УИРС на кафедре анатомии является анализ индивидуальных различий в строении костей, мышц, внутренних органов, сосудов и нервов в процессе изучения на занятиях и самостоятельного препарирования. Студенты выявляют особенности формы, строения органов, их кровоснабжения и иннервации, проводят сравнение с данными литературы, стараются объяснить выявление различий, увязать их с влиянием функции и факторов внешней среды, показать значение выявленных особенностей в клинике. Результаты препарирования оформляются в виде протокола, который защищается на практическом занятии в группе при участии преподавателя.
Другой формой УИРС является приобщение студентов к работе с научной литературой, что оформляется в виде рефератов и презентаций. При подготовке реферата студенты приобретают навыки поиска необходимых сведений, в том числе, в системе Интернет, работы с библиографией. Содержательные рефераты демонстрируются на стендах кафедры по УИРС, а интересные презентации представляются не только на практических занятиях, но и на заседаниях студенческого научного кружка кафедры. В рабочих программах дисциплины соответственно новым ФГОС одним из разделов является тематика учебно-исследовательской работы и рефератов. Данный раздел составлен с учетом профиля факультета. Для студентов медико-профилактического факультета рекомендуются следующие темы: «Адаптационная перестройка органов под влиянием факторов внешней среды», «Индивидуальные и возрастные различия формы грудной клетки и внутренних органов», «Влияние профессиональных факторов на строение костей стопы», «Анатомические предпосылки профессиональной тугоухости», «Изменения строения конечностей в процессе эволюции», «Влияние вибрации, гравитационных нагрузок на сосудистую систему». Для студентов педиатрического факультета предлагаются следующие темы УИРС и рефератов: «Варианты формирования артериальных дуг кисти», «Аномалии скелета конечностей», «Развитие черепа и его аномалии», «Возрастные особенности строения и топографии сердца», «Развитие и аномалии мужских половых органов» и другие. К УИРС относится освоение студентами анатомических методик, в том числе, препарирования. Студенты не только препарируют, они изготавливают костные препараты, овладевают методикой коррозии, инъекцией сосудов, используют метод разволокнения и микропрепарирования нервов (по В.П. Воробьеву).
Студентам для представления презентаций на выбор преподавателем предлагается несколько тем, по одной из которых по желанию студентом готовится презентация на 5 - 7 минут. Подготовленная презентация представляется затем на одном из практических занятий. Реферат, результаты УИРС оформляются в печатном и электронном виде и сдаются преподавателю. Обязательно излагаются план и список литературы, приводятся иллюстрации. Рефераты в печатном виде переплетаются в виде журнала «Анатом», диски хранятся в библиотеке кафедры. Презентации, представленные студентами, оцениваются в баллах, результаты добавляются к рейтингу студента. На кафедральных совещаниях обсуждается организация УИРС на кафедре, создан стенд по УИРС, на котором представлен список рекомендуемых тем для выполнения, образец оформления протокола по препарированию, список литературы, демонстрируются лучшие рефераты студентов. Анатомические препараты, изготовленные руками студентов, демонстрируются в музее кафедры и на практических занятиях. Презентации, подготовленные студентами, дополняют материал практических занятий и слушаются с интересом.
Работу в студенческом научном кружке (СНО) можно отнести к активным методам обучения студентов, развивающих способность творческого применения знаний, повышения мотивации к обучению, реализации качества образования, развитию способности к анализу, систематизации и обобщению научных знаний. Работа кружка СНО может быть разноплановой как по форме, так и по содержанию. Традиционная деятельность кружка предполагает проведение заседаний, посвященных различной тематике и включающих теоретические сообщения. При студенческом научном кружке кафедры анатомии человека работает секция препарирования. Значительные результаты можно получить в ходе научно-исследовательской работы студентов. В условиях развития системы менеджмента качества необходимо привлекать большее количество студентов к работе в кружке, что позволит повысить мотивацию и улучшить качество подготовки. Практикуются совместные заседания кружка при кафедре анатомии человека с кружками кафедр общей и детской хирургии, детских инфекционных болезней, нервных болезней. Студенты проявляют интерес к тематическим заседаниям: « Анатомические ошибки в практике врача», «Череп в искусстве», «Аномалии зубов» и другим. Работа в СНО способствует созиданию личности, умению применять новые знания, формированию навыков.
Библиографическая ссылка
Cпирина Г.А. УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ – ВАЖНОЕ ЗВЕНО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 12. – С. 76-78;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29022 (дата обращения: 22.11.2024).