I. Программы стратегического развития регионов России практически не учитывают такие важнейшие психологические факторы как содержание сознания населения - социального, профессионального, политического, в особенности стратегического и геополитического. Между тем анализ именно этих структур сознания - в их дифференциации и интеграции - позволяют оценить:
-
качество региональной среды и частных дифференцированных сред, задающих позитивные или негативные тенденции развития;
-
привлекательность (иерархию привлекательности) этих сред для различных групп современного мобильного населения, которое принимает решение инвестировать ни много ни мало свою жизнь в развитие тех или иных регионов мира;
-
зафиксировать дистанцию между имеющимися и привлекательными - актуально и стратегически - характеристиками среды.
Первое характеризует нулевой этап стратегического анализа, тогда как второе и третье существенно отличает подходы к стратегическому развитию региона и качества населения.
II. Геополитическая психология человека - феномен, существенно актуализированный в последнее время для России, поскольку определяет миграционные процессы, значимые для будущего регионов и страны в целом.
Причины эмиграции/иммиграции очевидно меняются в историко-культурной динамике. Так, например, пять пиков иммиграции в Канаду существенно отличаются мотивацией переселения иммигрантов - жителей срединно-атлантических штатов во второй половине XVIII века, Ирландии в XIX веке, континентальной Европы в 1910-е гг., эмигрантов из развивающихся стран в 1970-е гг., современных эмигрантов из Южной Азии и Китая. Канада имеет самый высокий показатель иммигрантов на душу населения в мире [4], причинами этого считается содействие воссоединению семей (социальная составляющая иммиграционной политики), отношение к беженцам и соответствующее законодательство (гуманитарная составляющая), привлечение иммигрантов для удовлетворения потребностей рынка труда и развития экономики (экономическая составляющая). В последнем случае существуют программы для квалифицированных работников, инвесторов и другие [3].
Реклама иммиграции в Канаду позиционирует ее как страну высокоразвитую, цивилизованную, англоязычную, мирную, свободную от этнических смут и конфликтов, страну, где в спокойной обстановке можно вырастить детей. «Дети ... получат вожделенное многими образование на английском языке. Это базовое образование необходимо для получения престижной специальности в англоязычном мире», где «самый высокий тип развития экономики на современном этапе развития человеческой цивилизации - экономика знаний». С другой стороны, актуализируются негативные смыслы, связанные с качеством жизни в стране-доноре: «Уехать из России ... в Северную Америку хочет большинство экономически неустроенного населения», «коррупция, бесперспективность проживания для последующих поколений и другие социальные факторы делают жизнь многих людей на постсоветском пространстве бессмысленной», «люди чаще всего зарабатывают только на оплату продовольствия и коммунальных услуг» [6].
Актуализированные психологические феномены и структуры - геополитическое сознание, геополитическое настроение, эмиграционная/им- миграционная готовность определяют необходимость сформировать новую научную об- ласть - геополитическую психологию с собственным объектом и проблематикой, отличными от определяющих политическую психологию, но пересекающихся, как, к примеру, в исследованиях политических факторов региональной идентичности/«деидентичности», диссоциированности.
С этой проблематикой тесно связаны исследования стратегического сознания - функциональных структур, позволяющих осуществлять ближне-, средне- и долгосрочное стратегическое управление (в новейшем понимании этого термина, предложенном в рамках концепции динамических способностей [5]) своей частной жизни, профессиональной деятельности и карьеры, развития организации, тех или иных сообществ, населения региона как социально-культурных систем. Группой исследователей с нашим участием разработана методика изучения уровня и потенциала развития стратегического сознания [2], исследованы механизм временной трансспективы у различных групп менеджеров [1] и особенности стратегического сознания студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент организации» (материал готовится к печати).
III. Концепция развития человека задает новый ракурс стратегического развития регионов и предполагает ориентацию на обеспечение таких прав человека как здоровая и небедная жизнь, развитие способностей, участие в принятии решений по поводу своей жизни.
Преодоление неблагоприятных демографических тенденций, в частности, связанных с эмиграцией, возможно при таком подходе к развитию региона, который учитывает геополитический контекст, геополитическую направленность интересов населения различных регионов страны и мира, создает новые возможности для потенциальных жителей Сибири, не удовлетворенных возможностями для реализации своих потребностей на родине, - потребностей как первичных, так и в особенности вторичных, обеспечивающих качество культуры и инновационное развитие региона.
Реализация иммиграционной политики для обеспечения демографического роста в Сибири, повышения качества населения, культуры во множестве ее составляющих, для развития широкого спектра отраслей в первую очередь может быть обеспечена университетами Сибири, Красноярского края, в частности. Их внешнеэкономическая деятельность может в кратчайшие сроки обеспечить приток иностранных абитуриентов высокого уровня подготовки, рекомендуемых на перспективные направления подготовки. Вузовская среда может быть хорошей основой аккультурации и социальной адаптации иммигрантов, решить проблему языковой подготовки и подтверждения уровня владения государственным языком РФ. Уставы вузов могут обеспечивать конституционный принцип светскости государства и его институтов. Законодательство РФ в области образования позволяет создавать при вузах субъекты экономической деятельности, которые, используя потенциал своих студентов и выпускников, могут существенно способствовать развитию малого бизнеса различной отраслевой принадлежности.
Моделирование будущего региона в «осязаемых» характеристиках человеческого капитала, характеристиках региональной среды, высококонкурентных с точки зрения обеспечения демографического развития и качества населения, задает существенную коррекцию внешне-, внутриэкономическую, образовательной политики вузов.
Список литературы
-
Дьячук А.А. Временная трансспектива как психологический механизм стратегической деятельности руководителя: дис. ... канд. психол. наук. - Красноярск, 2005.
-
Дьячук А.А., Маланчук И.Г. Методика измерения уровня и потенциала развития стратегического сознания // Стратегический менеджмент. Модули 1-2. Стратегическое управление организацией. Стратегический анализ внешней и внутренней среды организации: учеб.-метод. пособие. - Красноярск, 2008. - С.4-6.
-
Ежегодная иммиграция в Канаду.
-
Программа иммиграции в Канаду.
-
Тис Д.Дж., Пизано Г., Шуен Э. Динамические способности фирмы и стратегическое управление // Вестник СПбГУ. Сер. Менеджмент. - 2003. - №4. - С. 133-183.
- immigrirovat.ru.
Библиографическая ссылка
Маланчук И.Г. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ НАСЕЛЕНИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ: РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 12. – С. 78-80;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29024 (дата обращения: 24.11.2024).